Современники поэта Александра Александровича Блока и более поздние исследователи его творчества, вновь и вновь обращаясь к поэме “Двенадцать”, задавались неизменным риторическим вопросом: “Как мог человек, воспитанный в духе дворянских традиций XIX столетия, посвятить поэму тем, кто насильственным, варварским способом эти традиции искореняет?” Подобное недоумение вполне объяснимо, ибо во время революции и после нее творческая интеллигенция повсеместно воспринималась как художественный проводник идей “буржуев и кулаков”. Да и сама революция по замыслу ее теоретиков и практиков в своей “программе минимум” должна была привести к установлению диктатуры пролетариата, что подразумевало вполне однозначное отношение ко всем остальным слоям населения. Так почему же поэт-символист Александр Блок воспел в своей поэме эту революцию? На самом деле ответ на этот вопрос Блок заложил в самой поэме “Двенадцать”. Музыку революции, которую слышит поэт, он пытается передать читателю посредством стихов. Блок говорил: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”. Революция, по мнению Блока, прекрасна! Несмотря на охватившие страну ужас и хаос, все это суть очищение, через которое просто необходимо пройти России. Ресли смотреть на поэму сквозь призму подобного восприятия событий, то уже не покажется странным, что Блок столь воодушевленно описал в “Двенадцати” сломленность старого мира. Символ торжества мира нового дается читателю сразу, без какой-либо предварительной подготовки:  От здания к зданию Протянут канат.
На канате — плакат: “Вся власть Учредительному собранию!”.
В Рто торжество есть свершившийся факт. РћРЅ СѓР¶Рµ РЅРµ ставится РїРѕРґ сомнение ироничной интонацией или каким-либо нелепым эпитетом. Р СѓР¶Рµ ему, этому факту, твердо стоящему РЅР° ногах пролетарской СЃРІРѕР±РѕРґС‹ — РЅРµ той, которая “заканчивается там, РіРґРµ начинается СЃРІРѕР±РѕРґР° другого”, Р° вседозволитель-РЅРѕР№ Рё анархичной, — противопоставлены бьющиеся РІ предсмертных конвульсиях силуэты старого РјРёСЂР°:  Старушка, как курица,В РљРѕР№-как переметнулась через СЃСѓРіСЂРѕР±.
— Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб!..
 А это кто? —Длинные волосы Рговорит вполголоса: — Предатели! Погибла Россия! —
 Должно быть, писатель — Вития...
 Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась Р— бац — растянулась!..
 Человеческие образы, символизирующие ломающийся на глазах старый мир, нелепы и комичны. Они, подобно куклам из “Театра абсурда”, которых бесцеремонно дергают за нитки, заставляя совершать различные телодвижения и произносить глупости искаженными голосами, наполняют собой пустоту мыльного пузыря, а их отраженные на радужной выпуклой поверхности лики вызывают лишь горькую усмешку:  А вон и долгополый — Сторонкой — за сугроб...
Что нынче невеселый, Товарищ поп?  Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед Ркрестом сияло Брюхо на народ?..
 Александр Блок, как истинный гений символизма, РѕРґРЅРёРј незатейливым словосочетанием продемонстрировал разверзшуюся между противостоящими РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ мирами бездонную пропасть. Рменно “товарищ поп” есть СЃРёРјРІРѕР» антагонистичности старого Рё РЅРѕРІРѕРіРѕ, РёС… полной несовместимости Рё жесточайшей уродливости РІ случайных сочетаниях, РЅРµ вызывающей РїСЂРё этом РЅРё капли жалости.
Совокупность социально-нравственных ценностей в душах и умах красногвардейцев, устами которых Блок озвучивает настроения нового мира, соответствует представлениям о соотношении цели и средств для ее достижения. Если уж рушить старый мир, то жестоко, кощунственно и до основания:  Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую!..
 Убийство “толстомордой Катьки”, Сѓ которой “керенки есть РІ чулке” Рё которая невесть чем занята РІ кабаке СЃ Ванюшей, воспринимается отнюдь РЅРµ как преступление, Р° напротив, как деяние, направленное РЅР° укрепление РЅРѕРІРѕРіРѕ РјРёСЂР°. Некоторое нравственное колебание Петруши, усомнившегося РІ праведности содеянного, РІСЃРєРѕСЂРµ, благодаря увещеваниям остальных одиннадцати, переходит РІ фазу абсолютной уверенности РІ верности того пути, который РѕРЅРё себе избрали. Назад РґРѕСЂРѕРіРё нет:В В РС…, СЌС…! Позабавиться РЅРµ грех!  Запирайте етажи, Нынче Р±СѓРґСѓС‚ грабежи!  Отмыкайте погреба — Гуляетнынче голытьба!..
 Финал Р¶Рµ РїРѕСЌРјС‹ ставит окончательную Рё Р¶РёСЂРЅСѓСЋ точку РІ конфликте старого Рё РЅРѕРІРѕРіРѕ. Появление РРёСЃСѓСЃР° Христа РїРѕРґ кровавым знаменем революции, возглавляющего стройный марш двенадцати апостолов-революционеров, стало последним гвоздем РІ крышке РіСЂРѕР±Р° старого РјРёСЂР°, окончательную Рё безоговорочную сломленность которого символически изобразил РІ своей РїРѕСЌРјРµ Александр Блок.
Конечно Р¶Рµ, объективную оценку любым социально-политическим событиям может поставить только Рстория. Слишком РјРЅРѕРіРѕ РІРѕРґС‹ должно утечь, прежде чем станет окончательно СЏСЃРЅРѕ, какая РёР· РґРІСѓС… противоборствующих сторон была наиболее близка Рє истине, какое РёР· РґРІСѓС… Р·РѕР» было для страны наименьшим. Р’РѕС‚ СѓР¶Рµ почти столетие минуло СЃ тех РїРѕСЂ, как свершилась революция, однако единого мнения РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ было Рё нет РїРѕ сей день. Тем более нельзя найти ответ РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ: “Кто прав?” РІ РїРѕСЌРјРµ “Двенадцать”. Блок РЅРµ ставил перед СЃРѕР±РѕР№ задачу заклеймить РїРѕР·РѕСЂРѕРј “буржуев” Рё воздвигнуть литературный памятник пролетариям всех стран, соединившимся РІ едином Рё страстном порыве. РћРЅ обозначил труднейшую для него Рё его современников, РґР° Рё для всех, кто Р¶РёР» РґРѕ него Рё будет жить после, проблему выбора: либо сгнить вместе СЃ разлагающимися останками старого буржуазного общества, либо РёСЃРєСЂРѕР№ сгореть РІ безжалостном пожаре революции.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/