Когда шуршат в овраге лопухи
Рникнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
А. Ахматова
Начало XX века РІ Р РѕСЃСЃРёРё было временем небывалого расцвета РїРѕСЌР·РёРё, РїРѕ праву названным “серебряным веком” — вслед Р·Р° “золотым”, пушкинским. Рто — период возникновения РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма Рё РґСЂСѓРіРёС…. Как правило, каждое РёР· РЅРёС… стремилось быть новым искусством; большая РёС… часть принадлежала Рє модернизму. РћРґРЅР° РёР· характернейших черт последнего — стремление Рє разрыву СЃ искусством предшествующей СЌРїРѕС…Рё, отказ РѕС‚ традиции, РѕС‚ классики, постановка Рё решение новых художественных задач, РїСЂРё этом новыми художественными средствами. Р РІ этом отношении акмеизм, РІ русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, РЅРµ был исключением. Однако РјРЅРѕРіРѕРµ РІ творческой СЃСѓРґСЊР±Рµ автора предопределило тяготение Рє классически-строгой Рё гармонично-выверенной традиции СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё XX века. Рпрежде всего, РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ Р·РЅР°- чение РІ формировании Ахматовой как поэта имело ее классическое образование, детство, проведенное РІ Царском Селе, воспитание, данное РІ лучших традициях СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ культуры. Царское Село — маленький РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ взросло так РјРЅРѕРіРѕ больших поэтов. Его РІРѕР·РґСѓС… пронизан поэзией Пушкина, Державина, Тютчева: Здесь столько лир повешено РЅР° ветки, РќРѕ Рё моей как будто место есть...
Ртим двустишием Ахматова сближает себя Рё тех, чьим гением творилась русская классическая поэтическая традиция.
Р’ своей лирике Ахматова развивает традиционные темы: любовь, творчество, РїСЂРёСЂРѕРґР°, Р¶РёР·РЅСЊ, история. Любовь, несомненно, самое возвышенное, самое поэтическое РёР· всех чувств, ведь поэту всегда “диктует чувство” — Р° какое РёР· чувств сравнится СЃ любовью РїРѕ силе воздействия? Любовные мотивы РІ лирике Ахматовой представлены РІРѕ всем РёС… многообразии: встречи Рё разлуки, измены Рё ревность, самопожертвование Рё СЌРіРѕРёР·Рј любящих, безответная страсть Рё мучительное счастье взаимности. Для Ахматовой, как некогда для Тютчева, любовь — это СЃРѕСЋР· РґРІСѓС… РґСѓС€, изобилующий внутренними трагедиями: РС… съединенъе, сочетанъе, Р СЂРѕРєРѕРІРѕРµ РёС… слиянье, Р... поединок СЂРѕРєРѕРІРѕР№.
А в качестве эпиграфа к самому интимному, “любовному” своему сборнику автор берет отрывок из стихотворения еще одного своего предшественника в области любовных коллизий, Баратынского: Прости ж навек! но знай, что двух виновных, Не одного, найдутся имена В стихах моих, в преданиях любовных.
Любовь становится у Ахматовой неотъемлемой частью человеческого бытия, основой гуманистических ценностей; только с ней возможны “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы”, как писал некогда Пушкин. То есть, говоря словами другого поэта, ставшего классиком еще при жизни, — Блока: “Только влюбленный имеет право на звание человека”.
Поэт и поэзия — тема, над которой любили размышлять русские лирики, ведь “поэт в России больше, чем поэт”. Героиня Ахматовой поднимается над властью жизненных обстоятельств, осознав свою судьбу как особую, провидческую: Нет, царевич, я не та, Кем меня ты видеть хочешь, Рдавно мои уста Не целуют, а пророчат.
Шестикрылый серафим, являвшийся Пушкину, РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рё Рє героине; лермонтовский РїСЂРѕСЂРѕРє, преследуемый СЃРІРѕРёРјРё согражданами, РІРЅРѕРІСЊ обречен РЅР° людскую неблагодарность РІ ее стихах: РРґРё РѕРґРёРЅ Рё исцеляй слепых, Чтобы узнать РІ тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье Рравнодушие толпы.
Гражданская лирика — неотъемлемая часть творчества Ахматовой. Противопоставления “поэт” и “гражданин” для нее просто не существовало: поэт изначально не может не быть со своей страной, со своим народом. Поэт “всегда с людьми, когда шумит гроза”, и этот тезис своего предшественника Ахматова подтверждает всем творчеством. Слова, призывающие героиню бросить свой край, “глухой и грешный”, оцениваются ею как недостойные высокого духа поэзии.
Для Ахматовой, унаследовавшей великую традицию русской классики, веление долга превыше всего: Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей.
Образ Петербурга знаком нам РїРѕ произведениям Пушкина, Некрасова, Гоголя. Для РЅРёС… РѕРЅ — РіРѕСЂРѕРґ контрастов, “пышный” Рё “бедный” одновременно; РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ может произойти РІСЃРµ; РіРѕСЂРѕРґ отвергаемый Рё обличаемый, РЅРѕ РїСЂРё этом любимый. Рта своего СЂРѕРґР° символическое воплощение всего РјРёСЂР°, вселенский град. РћРЅ СЃ самого начала возникает РІ творчестве Ахматовой. Впитав РІ себя РІРѕР·РґСѓС… невских набережных, запечатлев РІ своей душе светлую Рё гармоничную правильность его архитектуры, РѕРЅР°, вслед Р·Р° РґСЂСѓРіРёРјРё, превращает подробности петербургского пейзажа РІ непреложную поэтическую данность. Петербург Ахматовой — противоречивый, РЅРѕ необыкновенно притягательный РіРѕСЂРѕРґ: РќРѕ РЅРё РЅР° что РЅРµ променяем пышный Гранитный РіРѕСЂРѕРґ славы Рё беды, РЁРёСЂРѕРєРёС… рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады...
Чувство меры, сдержанность, строгая законченность мысли, характеризующие лучшие образцы русской классической поэзии, свойственны и лирике Ахматовой. Она не выплескивает на читателя свои эмоции, не обнажает душу в порыве чувств, а “просто, мудро” повествует о пережитом. Вот как пишет автор о любовном смятении своей героини: Десять лет замираний и криков, Все свои бессонные ночи Я вложила в тихое слово Рсказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.
Очевидны боль и отчаяние героини — но как сдержанно, без надрыва это показано, и в то же время как психологически точно и исчерпывающе дана развязка. В стихотворениях Ахматовой не так много пейзажных описаний. Пейзаж для нее обычно лишь фон, лишь повод для рассуждения, для описания душевного состояния. Параллелизм происходящего в душе и природе — излюбленный мотив классической поэзии. Для нас привычны уподобления явлений природы человеческим действиям — буря “плачет, как дитя”, гром “резвится и играет”. В стихотворении Ахматовой “Три осени” героиня, обращаясь к излюбленнейшей поре русской поэзии, различает в ней три стадии, соответствующие трем стадиям человеческой зрелости: Всем стало ясно: кончается драма, Рэто не третья осень, а смерть.
Поэзия А. Ахматовой взросла, питаясь великой традицией русской литературы XIX века — традицией гуманистической, возвышенной, светлой. “Души высокая свобода”, верность идеалам, гуманистический пафос, мужественная правдивость изображения, напряженность духовной жизни, тяготение к классическому, ясному, строгому и соразмерному стилю — все то, что характерно для русской поэзии прошлого века, вновь появляется именно в ахматовской строке, властной и нежной одновременно.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/