Р’ литературе немало произведений, РІ которых “соседствуют” РјРёСЂС‹ реальный Рё фантастический. Рто Рё “Рлиада” Гомера, Рё “Божественная комедия” Данте, Рё романтические баллады Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ. Появление реализма (двадцатые РіРѕРґС‹ XIX века) практически вывело РёР· употребления данный прием. Тем более важным стало появление романа “Мастер Рё Маргарита” СЃ его уникальной пространственно-временной структурой — троемирием.
Подобная концепция не является изобретением Булгакова. О существовании мнимого мира говорится, например, в книге" П. Флоренского “Мнимости в геометрии”, также в ней сформулирована идея о троичности бытия. Но автор “Мастера и Маргариты” полемизирует с ученым, так как последний трактовал Сатану как “обезьяну Бога”, а мнимый мир населен силами Света.
Философское обоснование рассматриваемой концепции дается в трудах Г. Сковороды.
Ртак, структура романа строится РїРѕ принципу существования трех РјРёСЂРѕРІ: земного, библейского Рё вечного. Последний — связующее звено между первыми РґРІСѓРјСЏ, РѕРЅ помогает обнаружить сходство между встречей РЅР° Патриарших прудах Рё РґРѕРїСЂРѕСЃРѕРј Решуа Га-Ноцри — эти события произошли РІ РѕРґРёРЅ Рё тот Р¶Рµ день календарного РіРѕРґР°.
Между мирами существует Рё композиционная СЃРІСЏР·СЊ, РІ романе РѕРЅРё переплетаются. “Древние” главы вводятся РїРѕ-разному: как рассказ Воланда Рё сопровождающее его видение, как СЃРѕРЅ Рвана Бездомного Рё как отрывок РёР· романа Мастера. Рти главы выделены Рё стилистически: РІ РЅРёС… появляется размеренный ритм повествования, РІРЅРѕРІСЊ приходящая гибкость речи создает ощущение реальности происходящего.
Существуют РІ романе ситуации, повторяющиеся РІРѕ всех трех мирах, — таким образом Булгаков стремился сделать СЃРІСЏР·СЊ времен очевидной. Легко прослеживаются совпадения РІ описании РїРѕРіРѕРґС‹ (РіСЂРѕР·Р° РІ Ершалаиме Рё РІ РњРѕСЃРєРІРµ). Зачастую это — прямые реминисценции: “Тьма накрыла ненавидимый прокуратором РіРѕСЂРѕРґ. Рсчезли висячие мосты опустилась СЃ неба бездна ”. Пропал Ершалаим — великий РіРѕСЂРѕРґ, как будто РІРѕРІСЃРµ РЅРµ существовал РЅР° свете”. Рто пейзаж начала 25-Р№ главы. Рконец 29-Р№ главы: “...Рта тьма, пришедшая СЃ запада, накрыла громадный РіРѕСЂРѕРґ. Рсчезли мосты, дворцы. Р’СЃРµ пропало, как будто этого РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ было РЅР° свете”.
Также повторяется образ мраморной лестницы: она присутствует и в древних главах, и на балу у сатаны.
Рнтересен Рё образ толпы, который возникает РІРѕ время казни Решуа, РЅР° балу Рё РІ очереди РІ варьете.
РЎРІСЏР·СЊ времен выявляет Рё знаменитая фраза “...Пятый прокуратор Рудеи, всадник Понтий Пилат”. РћРЅР° Р¶Рµ завершает повествование РІ различных мирах: библейском — РІ главе 26, вечном — РІ главе 32 Рё РІ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј — РІ эпилоге.
Каждый из этих миров имеет также свои временные особенности: в первом действие продолжается один день (одно из трех единств классицизма; в третьем — с вечера среды до вечера субботы). Что касается потустороннего мира, то в нем время останавливается и не движется (например, бал у сатаны). К слову, именно таким образом в романе решается проблема греха Маргариты: она совершила его за пределами времени, и ее душа осталась незапятнанной, следовательно, ее поступок безвреден и прощается.
Маргарита — уникальный персонаж Рё РІ системе образов, структура которой продиктована концепцией троемирия. Герои, существующие РІ разных “измерениях”, РЅРѕ сведенные РѕРґРЅРѕР№ проблемой, объединяются автором РІ триады. Маргарита является исключением РІ этой системе. РћРЅР° — собирательный образ, Рё основные ее качества — любовь Рё сострадание — присутствуют РІРѕ всех мирах. Поэтому Сѓ нее нет РґРІРѕР№РЅРёРєРѕРІ, РѕРЅР° — монада. РћСЃРѕР±РЅСЏРєРѕРј стоят персонажи Мастера Рё Решуа, объединенные проблемой творчества. РС… сближает то, что РїРѕ натуре РѕРЅРё РЅРµ борцы, наличие трагедии непонимания; РјРѕР¶РЅРѕ говорить Рё Рѕ существовании “Голгофы творчества” для РѕР±РѕРёС… персонажей.
Однако истинное разрешение проблема творчества получает не в системе образов, а в троемирий. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность (сходные идеи выдвигали А. Ахматова и Б. Пастернак) и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и иллюстрирует финал романа.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим становится очевидным контрастное противопоставление РґРІСѓС… РјРёСЂРѕРІ. Необходимо отметить, что автор использует прием обновления фантастического попадания РёР· вечности РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, Воланд Рё его свита приобретают бытовые черты. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РїСЂРё переходе РёР· обычного РјРёСЂР° РІ ирреальный обнажается сущность человека. Рспользуется прием гротеска (превращение Николая Рвановича РІ Р±РѕСЂРѕРІР°). Таким образом, РјРёСЂС‹ связаны: Р¶РёР·РЅСЊ героя начинается РІ реальности Рё перемещается РІ фантастическую область (традиция Гоголя), причем его СЃСѓРґСЊР±Р° зависит РѕС‚ деяний РІ обычном РјРёСЂРµ.
Булгаков освещает еще один аспект соединения миров: деградацию душевной природы человека (об этом писали Бунин и Достоевский); то, что было трагичным в древности, стало фарсом в реальности.
Автор утверждает, что граница между вечностью Рё настоящим призрачна. Образы героев проецируются РІ вечность, РЅРѕ попадают туда лишь самые достойные РёР· РЅРёС…: Решуа, Понтий Пилат, Левий Матвей. Рными словами, РІ фантастической части романа дается условное разрешение образов.
Некоторые предметные детали “кочуют” РёР· РѕРґРЅРѕР№ части произведения РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ: РІРёРЅРѕ, поле Левия Матвея. Постоянен Рё мотив, объединяющий любовь Рё убийство: гибель РСѓРґС‹ Рё встреча Мастера Рё Маргариты (“Любовь выскочила перед нами, как РёР·-РїРѕРґ земли выскакивает убийца РІ переулке, Рё поразила нас сразу РѕР±РѕРёС…!”).
Думается, что РІ концепции троемирия связующей является также проблема РґРѕР±СЂР° Рё зла. “Древние” главы показывают, что РґРѕР±СЂРѕ для РѕРґРЅРѕРіРѕ человека могло Р±С‹ обернуться злом для остальных. Р’ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ части изображена обратная ситуация (Рє сожалению, подобный СѓР¶Рµ был РѕРґРЅРёРј РёР· основных РІ программе советского правительства). Рђ между этими мирами — вечность — единственное место, РіРґРµ Мастер Рё Маргарита обрели РїРѕРєРѕР№, РіРґРµ РґРІРµ тысячи лун страдал пятый прокуратор Рудеи, всадник Понтий Пилат.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/