Рзображение идеала женщины Сѓ Лескова насквозь пронизано духовностью. Р’ этом причина восхищенного удивления, которое вызывают Сѓ читателя замечательные образы обаятельных женщин, воссозданных Лесковым, таких полных душевной красоты характеров, РІ СЂСЏРґСѓ которых Наталья Николаевна Туберозова (“Соборяне”), Марфа Плодмасова (“Старые РіРѕРґС‹ РІ селе Плодмасове”), РєРЅСЏРіРёРЅСЏ Варвара Протозанова (“Захудалый род”), старостиха РёР· “Запечатленного ангела”, Любовь РћРЅРёСЃРёРјРѕРІРЅР° РёР· “Тупейного художника”; Р° также цыганка Груша (“Очарованный стран-шк”), героини романа “Некуда” Женя Головацкая, Поченька Калистратова, наконец Александра Рвановна РЎРёРЅ-тянина (“На ножах”) Рё некоторые РґСЂСѓРіРёРµ. Важно понять, что идеал женщины Сѓ Лескова создается через ее восприятие, через ее идеализацию теми, кто, даже предаваясь самозабвенно земным страстям, способен чувствовать вечную красоту — красоту духовности.
Женская красота предстает РІ произведениях Лескова как источник вдохновения, высокого наслаждения, как гармонируемое начало, наконец, как несказанная радость, чудо, открытие того неведомого РјРёСЂР°, само прикосновение Рє которому знаменует утверждение человеческого РІ человеке. Так Рван Северьянович Флягин (“Очарованный странник”) повествует Рѕ встрече СЃ красавицей цыганкой: “А СЏ ей даже отвечать РЅРµ РјРѕРіСѓ: такое РѕРЅР° СЃРѕ РјРЅРѕР№ сразу сделала. Сразу, то есть, как РѕРЅР° предо РјРЅРѕСЋ над РїРѕРґРЅРѕСЃРѕРј нагнулась, Рё СЏ увидел, как это Сѓ нее промеж черных волос РЅР° голове, будто серебро, РїСЂРѕР±РѕСЂ вьется Рё РЅР° СЃРїРёРЅСѓ падает, так РЇ Рё осатанел, Рё весь СѓРј Сѓ меня отняло. РџСЊСЋ ее угощение, Р° сам через стакан ей РІ лицо смотрю Рё никак РЅРµ разберу: смугла ли РѕРЅР°, или бела РѕРЅР°, Р° меж тем РІРёР¶Сѓ, как Сѓ нее РїРѕРґ тонкой кожей, точно РІ сливе РЅР° солнце, краска рдеет Рё РЅР° нежном РІРёСЃРєРµ жилка бьется. Р’РѕС‚ РѕРЅР°, — думаю, РіРґРµ настоящая-то красота, что РїСЂРёСЂРѕРґС‹ совершенством называется.,.”
Р’ этой картине наблюдается взаимодействие вечной РїСЂСЏРјРѕР№ красоты Рё нежного ощущения. РќРѕ Грушу РѕРЅ станет называть своею сестрою: его чувство слишком велико, чтобы низводить его Рє земному обольщению; РѕРЅРѕ сопоставимо лишь СЃ наслаждением созерцания божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет СЃРѕР±РѕР№ высшую РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ ценность. РР±Рѕ как духовная ценность любовь героя наяву осуществилась. Рее высочайшая истина, ее свет может лишь затемниться тенью земной, плотской страсти. “Природы совершенство” обращает внутренний РІР·РѕСЂ Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ. Рта мысль едва ли РЅРµ основополагающая для Лескова: РѕРЅ верит РІ преобразующую силу РґРѕР±СЂР° Рё красоты.
Вместе СЃ тем РІ идеале женщины, представленном РІ творчестве Лескова, отражаются национальные черты, национальный тип характера. Лесков РЅРµ раз обращал внимание РЅР° то, что простая русская женщина РЅРµ скажет Рѕ милом ее сердцу: СЏ его люблю, РЅРѕ скажет: СЏ его жалею. Здесь разгадка РѕРґРЅРѕР№ РёР· сторон национального характера: РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ любви СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ женщины, воплощающей характер, лежат сочувствие, соболезнование, сожаление, Р° РЅРµ страсть-болезнь. Ртому соответствует идеал СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ женщины, высказанный устами героя рассказа “Запечатленный ангел”.
Галерея зрелых земных образов при безусловном разнообразии имеет нечто общее в своей красоте: внешние черты несомненной внутренней силы духовной убежденности, которая проступает через симпатичные и мягкие черты их облика, и эта сила, озаряющая внешнею земною красотой их лица, — сила добра. Несомненной чертою всех героинь является то неотразимое обаяние, которое светится во внешности замечательных лесковских женщин: в них земное, плотское пронизано духовным и немыслимо без него. В их духовном облике гармонически уживаются здравомыслимый и добрый практицизм и живая способность к непрактическому, незаинтересованному самоценному стремлению к добру и красоте. Естественность и легкость, с какой эти героини без насилия над собой осуществляют это стремление, и придает красоту всему их облику. Для них нет жертвы, а есть жизнь человеческая “во Христе”, жизнь, в которой они живут так, как умеют, а умеют они только так, как должны по-человечески и по-божески, и как только могут женщины, сокровенная суть которых всегда связана с самозабвенными чертами материнства и непреходящей добротой женственности.
Творчество Лескова открывает новую художественную страницу в летописи женских характеров и истинно возвышенного, единственно человеческого чувства — любви.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/