Сюжеты классических произведений, вызвавших РІ СЃРІРѕРµ время сенсацию, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё равнодушие современников, РЅРµ умирают, РёР±Рѕ РІ РЅРёС… есть нечто такое, что тревожит человека РґСЂСѓРіРѕР№ СЌРїРѕС…Рё. Критик Рё литературовед Лев РђРЅРЅРёРЅСЃРєРёР№, написавший РєРЅРёРіСѓ “Лесковское ожерелье”, посвятил вторую главу целиком СЃСѓРґСЊР±Рµ очерка Рќ. РЎ. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Глава интересна именно тем, что ставит проблему движения какого-то художественного текста РІ эпохах, разных точек зрения РЅР° РѕРґРёРЅ Рё тот Р¶Рµ сюжет, новых интерпретаций. Прав критик, считающий, что СЃСѓРґСЊР±Р° любой известной РєРЅРёРіРё интересна сама РїРѕ себе, РЅРѕ РЅРµ менее интересны Рё РјС‹, читающие текст сообразно СЃРѕ СЃРІРѕРёРј временем, СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё духовными запросами, СЃРѕ СЃРІРѕРёРј опытом. Солидаризируясь СЃ Толстым, Р›. РђРЅРЅРёРЅСЃРєРёР№ убежден, что Рќ. РЎ. Лесков — писатель будущего Рё то, что для Толстого было “будущим”, для нас давно настоящее, Рё РІ этом настоящем есть волнующий сюжет современного искусства Рѕ Катерине Рзмайловой.
В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал ее нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг... убийца.
1930 РіРѕРґ стал переломным РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ лесковского текста. Дмитрий Шостакович написал РїРѕ мотивам очерка оперу “Катерина Рзмайлова”, РІ которой соединились “сатира”, гротеск, бытовая характерность Рё пафос СЃ иронией”. Р—Р° музыкальной концепцией целого слушатель прочитывал Рё этическую мысль композитора, который РЅРµ заостряет внимание РЅР° злодействах героини, Р°, напротив, идет как Р±С‹ вразрез СЃ поэтическим образом СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ женщины РІ культуре (литературе, музыке, Р¶РёРІРѕРїРёСЃРё) XIX века — женщины — страстотерпицы Рё терпеливицы, Рё музыкальными средствами рисует натуру бунтующую, своевольную, горячую. Жестока, нахраписта, воинственна Сѓ Шостаковича толпа. Шостакович откровенно идеализирует героиню? Р РґР° Рё нет. Толпа Сѓ Шостаковича — та темная сила, РёР· которой произошла сама героиня, Рё темный инстинкт, злоба, месть толпы Катерине Рё Сергею созвучны преступлениям любовников. Бушующий РІ опере музыкальный РѕРіРѕРЅСЊ передает РјРЅРµ, человеку 90-С… РіРѕРґРѕРІ XX века, Рё суть революционных событий РІ Р РѕСЃСЃРёРё 20—30-С… РіРѕРґРѕРІ, Рё суть любой СЌРїРѕС…Рё, РєРѕРіРґР° человек Рё общество забывают Бога. Р—Р° такое новаторское прочтение классики Шостакович был наказан: РІ 1936 РіРѕРґСѓ появилась статья “Сумбур вместо музыки”. Кто-то, РІРёРґРЅРѕ, “раскусил” оперу Рё Р·Р° ее причудливой поэтикой угадал “досье” РЅР° революционную РЅРѕРІСЊ. Р’ 1931 РіРѕРґСѓ режиссер РњРҐРђРўР° Алексей Дикий задумал сделать РёР· “Леди Макбет” “нечто жизнерадостное, сочное, густое, реально-ощутимое, национально-определенное”. Дикому РЅСѓР¶РЅР° была РЅРµ шекспировская злодейка РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј варианте, Р° добрая душа, “безбровая, веснушчатая Рё русоволосая”, РЅРѕ... заблудившаяся РІ “темном царстве” купцов. Убийство свекра Катериной было изъято РІРѕРІСЃРµ, Р° убийство РјСѓР¶Р° трактовалось как самозащита. Кустодиевские иллюстрации Рє лесковскому тексту сделали СЃРІРѕРµ дело: его красивые, добродушные, толстые купчихи, вальяжно приглашающие разделить радость телесной сытости Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ неискушенности, конечно, отличались РѕС‚ тонкобровой, слегка демонической сестрицы РїРѕ имени Катерина Рзмайлова, РЅРѕ именно РѕРЅРё-то Рё повлияли РЅР° стилистику спектакля Дикого...
Р’ конце 70-С… РіРѕРґРѕРІ РЅР° сцене театра имени Маяковского РІ роли Катерины Рзмайловой выступила любимая всеми Наталия Гундарева (режиссер Андрей Гончаров). Еще РѕРґРЅР° версия лесковской трагедии, РЅРѕ СѓР¶Рµ московская. Прекрасно пишет РѕР± атмосфере 1-РіРѕ действия Лев РђРЅРЅРёРЅСЃРєРёР№: “Тяжелая РґСѓР±Рѕ-вость купеческого РґРѕРјР° — лестницы, галереи. Ощущение замкнутости, спертости; коричнево-сизый сумрак; только алая рубашка Сергея мелькает РІ сумраке, РґР° алый атлас одеяла — цвет РєСЂРѕРІРё...” РќР° сцене разрывала себе душу Катерина Львовна РЅРµ РѕС‚ чувства греховности Р·Р° совершенные злодеяния. Нет, РѕС‚ любви Рє Сергею, которую РѕРЅ предал там, РІ остроге. Да, Гундарева играла “невиноватую” Рё “неоцененную” женскую любовь... Как вдохновенно аплодировали женщины РІ зале, рыдая над своей, может быть, несостоявшейся бабьей СЃСѓРґСЊР±РѕР№!” РњРЅРµ очень понравилось Сѓ критика Рѕ нас, “заплаканных Рё гордых”, которые РІ лице Катерины— Гундаревой отомстили РјСѓР¶СЊСЏРј-изменникам... Андрей Гончаров убежден, что РЅР° алтарь любви Катерина Рзмайлова принесла РІСЃРµ, даже собственную Р¶РёР·РЅСЊ. Рхочется задать РІРѕРїСЂРѕСЃ: “А чужие Р¶РёР·РЅРё РЅРµ РІ счет? Почему Рє РЅРёРј нет сострадания!” Да, такие интерпретации СѓРІРѕРґСЏС‚ нас РѕС‚ истинного Лескова СЃ его неприятием звериного, темного, безбожного начала.
Рлья Глазунов, С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє, певец СЂСѓСЃСЃРєРёС… мотивов, постарался РІРѕРІСЃСЋ, чтобы снять РІРѕРїСЂРѕСЃ: “За что убивали православных православные? Почему СЂСѓРєР° РЅРµ дрогнула?” Лесковский РІРѕРїСЂРѕСЃ. Лесковский мотив. РРєРѕРЅС‹, лампады, свечи — извечные атрибуты старины. РўРѕРЅРєРёР№ профиль Катерины Рзмайловой РЅР° фоне зелено-голубого простора. Нет, это РЅРµ РѕРЅР°, РЅРµ лесковская героиня... Где бессмертное: “Мне отмщение, Рё аз воздам?” Кто Р¶Рµ нам РѕР±СЉСЏСЃРЅРёС‚ загадку СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ души РґРѕ конца?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/