Кроче Croce, Benedetto (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и политический деятель
Представитель неогегельянства. Родился 25 февраля 1866 РІ Пескассероли, близ Р›'Акуила (Рталия), РІ семье, владевшей землями РІ центральной части страны. Родители Кроче погибли РІ 1883 РІ результате извержения вулкана. Р–РёР» РІ Неаполе, получил образование РІ университете Неаполя. Разочаровавшись РІ университетском образовании, РјРЅРѕРіРѕ занимался самообразованием. Профессор университета РІ 1902–1920. Стал сенатором РІ 1910. РЎ РёСЋРЅСЏ 1920 РїРѕ июль 1921 был министром просвещения РІ кабинете Р”.Джолитти. Рдеолог Рё лидер итальянских либералов РІ 1930–1940-С… годах, открытый противник фашистского режима Муссолини. После поражения Рталии РІРѕ Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРµ Кроче вошел РІ Комитет национального освобождения. Умер Кроче РІ Неаполе 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1952.
Кроче – виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из «неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также из более отдаленного источника – философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико. Для этого направления идеализма характерны отрицание гегелевского абсолюта и утверждение в качестве единственного бытия творческого и порождающего самого себя разума. Пожалуй, наиболее существенна для понимания становления взглядов Кроче его автобиография (Contributo alla critica di me stesso, 1951). В ранний период творчества Кроче испытал влияние марксизма, был учеником Лабриолы. Сам философ называл свое учение «абсолютным идеализмом».
Философия Кроче систематическим образом изложена РІ 4 томах РїРѕРґ общим названием Философия РґСѓС…Р° (Filosofia dello spirito). Первые РґРІР° тома – Рстетика как наука Рѕ выражении Рё как общая лингвистика (Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale, 1902) Рё Логика как наука Рѕ чистом понятии (Logica come scienza del concetto puro, 1909), посвящены описанию теоретической деятельности разума, включающей художественное творчество Рё понятийное мышление; последние тома – Философия практики: СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё этика (Filosofia della pratica. Economia ed etica, 1909) Рё Теория Рё история историографии (Teoria e storia della storiografia, 1917), содержат анализ практической стороны разума – экономической деятельности Рё этики,– находящей СЃРІРѕРµ высшее выражение РІ истории. Среди РґСЂСѓРіРёС… работ Кроче – Рстория как мышление Рё как действие (La storia come pensiero e come azione, 1938); Философия, РїРѕСЌР·РёСЏ, история (Filosofia, poesia, storia, 1951) Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Наиболее значителен вклад мыслителя РІ эстетику Рё философию истории.
Согласно Кроче, искусство есть выражение творческого разума. Творчество – важнейшая деятельность разума, без него познание невозможно. Таким образом, искусство – начало РІСЃСЏРєРѕР№ теории. Р’ этом РёСЃС…РѕРґРЅРѕРј восприятии внутренне переживаемая интуиция находит внешнее выражение. Выражают себя РЅРµ только художники, РЅРѕ РІСЃРµ люди. Мерой прекрасного является успех РІ самовыражении. Рта теория отчасти представляет СЃРѕР±РѕР№ разрыв СЃ представлением Рѕ прекрасном как Рѕ свойстве физического объекта Рё дает пример более общего неприятия натурализма неогегельянством. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… работах Кроче применил такой РїРѕРґС…РѕРґ Рє трактовке искусства Рё литературы, основав целую школу РІ искусствоведении Рё художественной критике.
Философия истории Кроче также является восстанием против натурализма. Рстория как творение настоящего есть акт мышления Рё поэтому также есть философия. Рстория – это философия, Р° философия – это история. РџРѕ сути дела, история есть высшая форма философии, кульминация развития РґСѓС…Р°, начинавшего СЃ художественного выражения. Поскольку, согласно Кроче, существует только разум, историческое повествование всегда РЅРѕСЃРёС‚ философский характер, РёР±Рѕ представляет СЃРѕР±РѕР№ настоящее, интерпретирующее прошлое Рё РІ этой интерпретации буквально его творящее. Описать прошлое – значит высказать оценочное суждение РІ настоящем; каждое поколение должно писать историю заново. Поэтому история – это философия. Р’ то же время оценочное суждение есть проявление творческого характера разума, Рё эта его активность становится частью истории разума. Поэтому философия – это история.
Кроче написал множество работ Рё СЌСЃСЃРµ, посвященных истории, литературе Рё политике, Рё внес значительный вклад РІ историографию, явившись основателем «этико-политической школы», Р° также РІ литературоведение Рё языкознание. РћРЅ был основателем РІ 1903 (вместе СЃВ Р”.Джентиле) известного культурологического журнала «Критика» (В«La CriticaВ»), РІ котором опубликовал почти РІСЃРµ СЃРІРѕРё произведения, директором издательства «Латерца» РІ Бари, учредителем Ртальянского института исторических исследований РІ Неаполе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/