Александрович Рльин Рван Александрович (1883-1954), СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ религиозный философ, правовед, публицист. Р’ философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ('Философия Гегеля как учение Рѕ конкретности Р±РѕРіР° Рё человека', 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. Р’ 1922 выслан Р·Р° границу. Профессор Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ научного института РІ Берлине (СЃ 1923) Рё издатель журнала 'Р СѓСЃСЃРєРёР№ колокол' (1927-30). Р’ 1934 уволен нацистами, СЃ 1938 - РІ Швейцарии. Автор нескольких сотен статей Рё СЃРІ. 30 РєРЅРёРі, РІ С‚. С‡. 'Рћ сопротивлении злу силою' (1925), 'Путь РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ обновления' (1935, 1962), 'РћСЃРЅРѕРІС‹ Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° национальную Р РѕСЃСЃРёСЋ' (1938), 'РђРєСЃРёРѕРјС‹ религиозного опыта' (С‚. 1-2, 1953), 'Наши задачи' (С‚. 1-2, 1956).
Родился в дворянской семье; его дед строил Большой Кремлевский Дворец, был его смотрителем и комендантом; крестным его отца был император Александр II. Дед его по матери врач Ю. Ш. фон Штадион эмигрировал в Россию из Германии в 1830-х гг.
Учеба. Отношение к революции
Окончив СЃ золотой медалью 1-СЋ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєСѓСЋ классическую гимназию, Рльин РІ 1901 поступил РЅР° юридический факультет (хотя мечтал Рѕ филологическом) РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета, РіРґРµ стал учеником Рџ. Р. Новгородцева. РЎ 1909 приват-доцент РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета, СЃ 1918 - профессор. Р’ 1911-12 РіРі. был РІ командировке РІ Германии, Франции, Рталии.
Февральскую революцию РІРѕСЃРїСЂРёРЅСЏР» как 'временный беспорядок', Р° большевистский Октябрьский переворот - как катастрофу Рё активно включился РІ Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ новым режимом. 19 мая 1918 защитил диссертацию РЅР° тему: 'Философия Гегеля как учение Рѕ конкретности Бога Рё человека' (оппонентами были Рџ. Р. Новгородцев Рё РєРЅСЏР·СЊ Р•. Рќ. Трубецкой; С‚. 1-2, 1918). Неоднократно арестовывался, РІ последний (шестой) раз РІ сентябре 1922, после чего вместе СЃ большой РіСЂСѓРїРїРѕР№ философов, ученых Рё литераторов был выслан РёР· Р РѕСЃСЃРёРё РІ Германию РЅР° пароходе 'Обер-бургомистр Хакен'.
Жизнь за рубежом
В 1922-38 жил в Берлине, работая (до 1934, когда был уволен нацистами) в Русском Научном институте. Активный идеолог белого движения, он выступает с многочисленными лекциями в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, занимается издательской деятельностью. Его основной темой становится анализ духовной сущности революционной катастрофы и духовное возрождение России. Бурную и горячую полемику вызвала его книга 'О сопротивлении злу силою' (1925). В 1927-30 редактирует и издает 'Русский колокол' - журнал 'русской волевой идеи'.
Р’ 1938, после того как нацисты наложили запрет РЅР° его печатные труды Рё публичные выступления, Рльин выехал РІ Швейцарию, РіРґРµ СЃРјРѕРі обосноваться СЃ помощью денежного залога, внесенного РЎ. Р’. Рахманиновым Рё избавившего его РѕС‚ насильственного возвращения РІ Германию (РѕРЅ был лишен, однако, права РЅР° работу Рё политическую деятельность). Р’ последующие РіРѕРґС‹ жил РІ РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґРµ Цюриха Цолликоне, писал философские РєРЅРёРіРё, выступал СЃ лекциями Рё (анонимно) занимался политической публицистикой.
Наследие Рльина
Обширное творческое наследие Рльина насчитывает более 40 РєРЅРёРі Рё брошюр, несколько СЃРѕС‚ статей, более ста лекций, РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество писем, стихотворения, РїРѕСЌРјС‹, воспоминания, документы.
Его двухтомная диссертация считается РѕРґРЅРёРј РёР· лучших комментариев философии Гегеля. Рассматривая ее как систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, Рльин констатирует 'РєСЂРёР·РёСЃ теодицеи' Сѓ Гегеля Рё неспособность 'разумного понятия' полностью подчинить себе 'иррациональную стихию' эмпирического РјРёСЂР°.
Рдеи правового государства были сформулированы Рльиным РІ серии брошюр, изданных после февральской революции. Законченный РёРј РІ 1919 фундаментальный труд 'Учение Рѕ правосознании' был опубликован уже после его смерти ('Рћ сущности правосознания', Мюнхен, 1956). Относя право Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ среде, Рльин сформулировал три 'аксиомы правосознания', лежащие РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ правовой жизни любого народа: 'закон РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ достоинства', 'закон автономии' (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) Рё 'закон взаимного признания' (взаимное уважение Рё доверие между РґСЂСѓРіРёРјРё гражданами Рё государственной властью). Теории государства Рё политического устройства посвящены двухтомник 'Наши задачи' (1956) Рё незаконченный труд 'Рћ монархии Рё республике' (1978). Будучи убежденным монархистом, Рльин всегда оставался 'непредрешенцем', считал, что навязывать монархию народу, 'разучившемуся иметь царя', неосмотрительно Рё вредно. Для Р РѕСЃСЃРёРё после крушения большевизма Рльин считал необходимым найти разумное сочетание монархических Рё республиканских начал СЃ аристократическим, ведущим слоем 'национальной диктатуры'. Рстинный патриотизм РѕРЅ определял как любовь Рє РґСѓС…Сѓ своего народа (лекция 'РћР± истинном патриотизме', 1914-15, основные идеи которой вошли РІ РєРЅРёРіСѓ 'Путь РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ обновления', 1937), Р° ключ Рє пониманию СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ православной души видел РІ таких 'прафеноменах', как 'молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы Рё святых; РёРєРѕРЅС‹' ('Сущность Рё своеобразие СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры', 1942).
Рльин РЅРµ принадлежал Рє плеяде последователей Р’Р». Соловьева, СЃ которыми связывают обычно СЂСѓСЃСЃРєРёР№ религиозно-философский ренессанс нач. 20 РІ. Рћ своей РєРЅРёРіРµ 'Поющее сердце. РљРЅРёРіР° тихих созерцаний' (закончена 1947, РѕРїСѓР±Р». 1958) Рльин писал: 'РћРЅР° посвящена РЅРµ богословию, Р° тихому философскому Богохвалению,... РЇ пытаюсь заткать ткань РЅРѕРІРѕР№ философии, насквозь христианской РїРѕ РґСѓС…Сѓ Рё стилю, РЅРѕ совершенно СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ РѕС‚ псевдофилософского 'богословствования' наподобие Бердяева-Булгакова-Карсавина Рё прочих дилетанствующих ересиархов... Рто философия простая, тихая... рожденная главным органом Православного Христианства - созерцающим сердцем'. Р’ центре описываемой Рльиным феноменологии религиозного опыта стоит понятие религиозного 'акта' как личного РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ состояния человека РІ его предстоянии Богу ('РђРєСЃРёРѕРјС‹ религиозного опыта', С‚. 1-2, 1953).
Сочинения:
РЎРѕР±СЂ. СЃРѕС‡. Р’ 10 С‚. Рњ., 1993-96. Рў. 1-6.
Религиозный смысл философии. Париж, 1925.
Основы художества. О совершенном в искусстве. Рига, 1937.
О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов-Шмелев. Мюнхен, 1959.
РћСЃРЅРѕРІС‹ государственного устройства: Проект РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ Закона Р РѕСЃСЃРёРё (1996).В
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://istina.rin.ru/