1. Введение
Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления.
РџСЂРё понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, РІРѕ-первых, специфику РЅРѕРІРѕРіРѕ типа науки - экспериментально-математического естествознания, РѕСЃРЅРѕРІС‹ которого закладываются РІ этот период. Р, РІРѕ-вторых, поскольку наука занимает ведущее место РІ мировоззрении этой СЌРїРѕС…Рё, то Рё РІ философии РЅР° первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Продолжается старая, идущая еще РѕС‚ средних веков полемика между РґРІСѓРјСЏ направлениями РІ философии: номиналистическим, опирающимся РЅР° опыт, Рё рационалистическим, выдвигающим РІ качестве наиболее достоверного познание СЃ помощью разума. Рти РґРІР° направления 17 веке предстают как СЌРјРїРёСЂРёР·Рј Рё рационализм.
2. Фрэнсис Бекон
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. Бекон. Как и большинство мыслителей его эпохи, Бекон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бекон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой.
С Бэконом в истории Запада возникает "новая интеллектуальная атмосфера". Он исследовал функцию науки в жизни и истории человечества; сформулировал этику научного исследования вопреки менталитету магического типа, еще широко распространенному; попытался сформулировать теоретические основы новой техники; заложил фундамент современной энциклопедии наук, которая станет одним из наиболее важных деяний европейской философии. Борьба с "идолами", отделение мирского знания от религиозной догмы, идентификация метафизики с "генерализированной физикой", обобщающей данные естественной истории, атомистический материализм, полемика против слепого эмпиризма магов и алхимиков, сотрудничество в научном исследовании, идентификация истины с поисками лучших условий для человека, ответственность научного исследования - таков вклад Бэкона.
2.1. Жизнь и деятельность
Фрэнсис Бэкон родился РІ Лондоне 22 января 1561 Рі. Его отец, СЃСЌСЂ Николае Бэкон, служил лордом-хранителем печати РїСЂРё королеве Елизавете, Рё потому Фрэнсис еще мальчиком был представлен РєРѕ РґРІРѕСЂСѓ. Р’ возрасте 12 лет РѕРЅ поступил РІ Кембриджский университет; посещал занятия РІ колледже СЃРІ. Троицы РґРѕ 1575 Рі. Поскольку для политической карьеры были необходимы юридические знания, РІ РёСЋРЅРµ 1575 Рі. Бэкон поступает РІ лондонскую - школу юриспруденции, готовившую юрисконсультов Рё адвокатов. Р’ 1579 Рі. РѕРЅ возвращается РІ Лондон РёР·-Р·Р° смерти отца. Несмотря РЅР° кипучую деятельность, РІ период правления Елизаветы продвинуться РІ политической карьере РЅРµ удалось. Р’ 1584 Рі. РѕРЅ избран РІ палату общин, РіРґРµ оставался РІ течение почти двадцати лет. РќР° период между 1592 Рё 1601 РіРі. приходится дружба СЃ Робером Девере, вторым графом Рссекса, покровителем Бэкона. Дружбу ждал трагический финал: граф Рссекс был обвинен РІ измене, Рё Бэкон, РІ качестве юрисконсульта королевского РґРІРѕСЂР°, поддержал обвинение. Граф, бывший фаворит королевы, приговорен Рє смерти Рё казнен.
Тем временем в 1603 г. на трон взошел Яков I - филантроп и интеллектуал. При Якове I Бэкон стал быстро подниматься по политической лестнице: генеральный адвокат в 1607 г., главный прокурор Королевского двора в 1613 г., лорд-хранитель печати в 1617 г., лорд-канцлер в 1618 г. В том же году Бэкон получает от короля титул барона Веруламского, а три года спустя - виконта Сент-Албанского. Несмотря на плотную занятость и активную политическую деятельность, Бэкон не оставлял и занятий наукой: в 1620 г. он опубликовал свой наиболее известный труд "Новый Органон", который, по замыслу автора, должен был заменить "Органон " Аристотеля и задуманный как вторая часть труда “Великое восстановление наук”. Работа рассматривалась как вторая часть обширного энциклопедического проекта "Великого восстановления наук". В 1620 г. опубликованы также помимо "Нового Органона" введение и общий план этого проекта.
1620 г. ознаменован выходом в свет “Нового органона”, задуманного как вторая часть труда “Великое восстановление наук”. В 1623 г. выходит в свет обширное произведение “О достоинстве и приумножении наук” - первая часть “Великого восстановления наук”.
Однако в 1621 г. карьера Бэкона неожиданно прервалась, а репутация безнадежно скомпрометирована: весной этого года Бэкон обвинен в коррупции палатой лордов. Высокий Суд постановил: 1) лорд-виконт Сент-Албанский, лорд-канцлер Англии, должен уплатить в качестве наказания штраф в размере 40 тысяч стерлингов; 2) он должен быть заключен в Тауэр на срок, угодный королю; 3) ему навсегда запрещено заниматься любой государственной деятельностью; 4) он навсегда лишается места в Парламенте, и ему запрещено приближаться ко Двору". Несмотря на строгость решения, тюремное заключение в Тауэре продлилось всего несколько дней, штраф также прощен королем. Бэкон смог продолжить свои занятия наукой, но с карьерой было навсегда покончено.
Фрэнсис Бэкон умер 9 апреля 1626 г.
2.2. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии и традиционной логики. Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”
Ради общественно контролируемого знания, развиваемого РЅР° базе опыта Рё сотрудничества ученых, имея РІ перспективе изменение РјРёСЂР° для всеобщего благосостояния, Бэкон решительно порывает СЃ магией. Рстинное знание, РІ отличие РѕС‚ магического, РЅРµ принадлежит частным лицам, Сѓ него нет РїРѕРєСЂРѕРІР° тайны; будучи общественным РїРѕ характеру, РѕРЅРѕ излагается ясным общедоступным языком. РџРѕСЂР° заменить "философию слов" "философией дела", отдавая себе отчет РІ том, что функция знания иная, нежели та, которую ему приписывает традиция; следовательно, речь идет РЅРµ Рѕ защите РѕРґРЅРѕРіРѕ философа РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ, Р° Рѕ том, чтобы отказаться РѕС‚ ветхой традиции РІ целом, покончить СЃ "философствующими недоучками, набитыми сказками... разрушителями РґСѓС…Р° Рё фальсификаторами, продажной толпой профессоров".
Почти РІСЃСЏ традиционная культура вращается РІРѕРєСЂСѓРі немногих имен - Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Евклида Рё Птолемея. "Ртак, РІС‹ видите, - пишет Бэкон РІ работе “Опровержение философий”, - что ваши богатства принадлежат немногим Рё что надежды Рё удачи всех людей скрыты, может быть, РІ шести умах. Для Бэкона философия древних греков - детская философия: "Греки были вечными детьми РЅРµ только РІ том, что касается истории или знания Рѕ прошлом, РЅРѕ особенно РІ изучении РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Разве РЅРµ отдает детством философия, которая может только болтать Рё ссориться, РЅРѕ РЅРµ умеет производить? Время, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° родилась, было временем сказаний, СЃ бедной историей, скудные сведения для которой черпались РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РёР· описаний путешественников, ей недоставало достоинства Рё благородства". Что же касается конкретно Аристотеля, Бэкон спрашивает: "РќРµ слышится ли вам РІ его физике Рё метафизике чаще голос диалектики, нежели голос РїСЂРёСЂРѕРґС‹? Чего можно ожидать РѕС‚ человека который сконструировал РјРёСЂ, так сказать, РёР· категорий? Его СѓРј был слишком нетерпелив Рё нетерпим, РЅРµ способен остановиться, чтобы поразмыслить над идеями РґСЂСѓРіРёС…, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё над собственными мыслями довольно темными. Рћ Платоне мнение Бэкона таково: Платон прежде всего политик, Рё "РІСЃРµ, что РѕРЅ написал Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, лишено основания, своей теологической доктриной РѕРЅ разрушал РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ реальность ничуть РЅРµ меньше, чем Аристотель своей диалектикой".
Наука, РїРѕ мнению Бэкона, РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° Рє новым открытиям. РќРѕ Рё "традиционная логика, - читаем РјС‹ РІ “Новом Органоне”, - бесполезна для научного исследования". Р РЅРµ только бесполезна, РЅРѕ даже вредна, поскольку служит только для умножения ошибок традиции. Ведь силлогизм РЅРµ делает ничего РёРЅРѕРіРѕ, РєСЂРѕРјРµ как выводит следствия РёР· посылок. РќРѕ РЅРµ логика фиксирует Рё утверждает предпосылки: силлогизм "РЅРµ способен проникнуть РІ глубину природных явлений, РѕРЅ ориентирован РЅР° нашу реакцию, Р° РЅРµ РЅР° реальность". Силлогизм состоит РёР· предложений: предложения РёР· слов; Р° слова выражают понятия. Р’ понятиях, используемых РІ силлогизмах традиционной философии, Рё особенно схоластики, утверждает Бэкон, "нет ничего четкого - РЅРё логически, РЅРё физически. Субстанция, качество, действие, пассивность Рё даже бытие РЅРµ являются точными понятиями, еще менее таковы тяжелое - легкое, густое - редкое, влажное - СЃСѓС…РѕРµ, порождение - разрушение, притяжение - отталкивание, элемент, материя - форма Рё С‚. Рґ.; это РІСЃРµ выдуманные Рё плохо определяемые понятия", "РёР±Рѕ РЅРµ были выведены Рё абстрагированы методически РёР· объектов". РђРєСЃРёРѕРјС‹ традиционной философии несправедливо выводятся путем произвольного перехода РѕС‚ немногих частных случаев Рє общим выводам. Рто ложная индукция, которой Бэкон противопоставляет истинную: продвижение Рє основным принципам через промежуточные аксиомы СЃ осторожностью Рё терпением, постоянно контролируя себя посредством опыта. "Есть только РґРІРµ возможные РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕРёСЃРєРѕРІ Рё обнаружения истины. РћРґРЅР° РѕС‚ чувства Рё частных случаев переносит сразу Рє аксиомам самого общего характера, Рё затем дает РґРѕСЂРѕРіСѓ суждениям РЅР° основании этих принципов, уже закрепленных РІ РёС… незыблемости, СЃ тем, чтобы вывести РЅР° РёС… основании промежуточные аксиомы; это наиболее распространенный путь. Другая - РѕС‚ чувства Рё частного РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє аксиомам, постепенно Рё непрерывно поднимаясь РїРѕ ступеням лестницы обобщения РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° РЅРµ подведет Рє аксиомам самого общего характера; это самая верная РґРѕСЂРѕРіР°, хотя РѕРЅР° еще Рё РЅРµ пройдена людьми". РќРѕ РѕРЅР° должна быть пройдена, если РјС‹ хотим заменить культуру историко-литературного типа научно-технической цивилизацией. "Цель нашей науки,- пишет Бэкон, - РІ “Великом восстановлении наук”, - РІ том, чтобы открывать РЅРµ аргументы, Р° искусства, РЅРµ следствия, вытекающие РёР· сформулированных принципов, РЅРѕ Рё сами принципы". Рђ чтобы открыть принципы, богатые полезными аппликациями, необходим новый метод, отличающийся РѕС‚ аристотелевско-схоластического: "Согласно нашему методу аксиомы должны быть выводимы постепенно Рё постоянно СЃ тем, чтобы только РІ конце прийти Рє понятиям самого общего характера"; эти последние должны быть "таковы, чтобы сама РїСЂРёСЂРѕРґР° признала РёС…, чтобы РѕРЅРё проникали РІ суть вещей".
РћСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ цель СЃРІРѕРёС… сочинений, как Рё призвание всей философии, Р¤. Бэкон видел РІ том, чтобы "восстановить РІ целом или хотя Р±С‹ привести Рє лучшему РІРёРґСѓ то общение между СѓРјРѕРј Рё вещами, которому едва ли уподобится что-либо РЅР° земле или РїРѕ крайней мере что-либо земное". РЎ философской точки зрения, РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ сожаления Рё срочного исправления заслуживают ставшие смутными Рё бесплодными понятия, употребляемые РІ науках. Отсюда - необходимость "заново обратиться Рє вещам СЃ лучшими средствами Рё произвести восстановление наук Рё искусств Рё всего человеческого знания вообще, утвержденное РЅР° должном основании". Бэкон призывает СЃРІРѕРёС… современников Рё потомков обратить РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание РЅР° развитие наук Рё сделать это ради пользы жизни Рё практики, именно для "пользы Рё достоинства человеческого". Рменно СЃ Бэкона Рё начинается резкая смена ориентации РІ европейской культуре. Наука РёР· подозрительного Рё праздного РІ глазах РјРЅРѕРіРёС… людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. Р’ этом отношении РјРЅРѕРіРёРµ ученые Рё философы РЅРѕРІРѕРіРѕ времени РёРґСѓС‚ РїРѕ стопам Бэкона: РЅР° место схоластического многознания, оторванного РѕС‚ технической практики Рё РѕС‚ познания РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РѕРЅРё ставят науку, еще тесно связанную СЃ философией, РЅРѕ РІ то же время опирающуюся РЅР° специальные опыты Рё эксперименты.
2.3. Классификация системы наук и роль философии
Свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.
"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· трех способностей разумной души, сосредоточивающей РІ себе знание. Рстория соответствует памяти, РїРѕСЌР·РёСЏ - воображению, философия - рассудку. Рсторию -сообразованную СЃ памятью - Р¤. Бэкон делит РЅР° естественную Рё гражданскую (Р° каждую РёР· РЅРёС… классифицирует еще более конкретно: так, гражданская история разделена РЅР° церковную, РЅР° историю наук Рё собственно гражданскую историю). РџРѕСЌР·РёСЏ - коррелируемая СЃ воображением - разделена РЅР° эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее РґСЂРѕР±РЅРѕ разделена Рё классифицирована философия, которая понимается весьма широко Рё делится РЅР° множество РІРёРґРѕРІ Рё РїРѕРґРІРёРґРѕРІ знания. РќРѕ еще РґРѕ того Бэкон отделяет ее РѕС‚ “теологии боговдохновения"; подразделения последней РѕРЅ предоставляет теологам. Что же касается философии, то РѕРЅР° прежде всего разделяется РЅР° РґРІР° больших блока: РЅР° учение Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, или естественную философию, Рё первую философию (учение РѕР± общих аксиомах наук, Рѕ трансценденции). Р’ первый блок, или философское учение Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, РІС…РѕРґСЏС‚ теоретические учения (физика СЃ ее приложениями, метафизика) Рё практические (механика, магия СЃ РёС… приложениями). "Великим приложением Рє теоретической Рё практической естественной философии" становится математика (РІ СЃРІРѕСЋ очередь дифференцированная).
Бэкон широко Рё масштабно мыслит Рё философию РІ целом, Рё философию человека РІ частности. Так, РІ философию человека РІС…РѕРґРёС‚ учение Рѕ теле (РІ которое включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения", С‚. Рµ. изобразительное искусство Рё музыка) Рё учение Рѕ душе. Учение Рѕ душе имеет РјРЅРѕРіРѕ подразделов. Надо иметь РІ РІРёРґСѓ, что речь идет здесь именно Рѕ философском учении Рѕ душе, уже отмежеванном РѕС‚ чисто теологических рассуждений. Рпоэтому неудивительно, что РѕРЅРѕ включает такие разделы, как логика (понимаемая также РЅРµ вполне традиционно - РЅРµ только как теория суждения, РЅРѕ Рё как теория открытия, запоминания, сообщения), этика Рё "гражданская наука" (которая делится РІ СЃРІРѕСЋ очередь РЅР° три учения - Рѕ взаимном обхождении, Рѕ деловых отношениях, Рѕ правлении или государстве). Полная классификация наук Р¤. Бэкона РЅРµ оставляет без внимания РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РёР· существовавших тогда или даже возможных РІ будущем областей знания. Рто был, правда, лишь проект, набросок, Рё самим Бэконом РѕРЅ РЅРµ был Рё РЅРµ РјРѕРі быть реализован РІ сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ полной мере. Р’ Р±СЌРєРѕРЅРѕРІСЃРєРѕР№ классификации наук, РЅР° что РЅРµ преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду СЃ физикой или медициной фигурировали теология Рё магия. РќРѕ тот же Гегель СЃ признательностью отмечал: "Ртот набросок, несомненно, должен был вызвать сенсацию Сѓ современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную картину целого, Рѕ которой раньше РЅРµ помышляли".
2.4. "Антиципации природы" и "интерпретации природы"
"Человек, слуга и интерпретатор природы, - пишет Бэкон в начале первой книги “Нового Органона”, - действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путем наблюдения за вещами и работой ума; он не знает и не может знать ничего сверх того".
Бэкон намерен "обратить людей Рє изучению частных конкретных явлений, сосредоточив внимание РЅР° РёС… последовательности Рё РїРѕСЂСЏРґРєРµ, вынудив РЅР° какое-то время отвлечься РѕС‚ понятий Рё привыкнуть Рє самим вещам". РЎ этой целью РѕРЅ РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ разграничение между антиципациями РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё интерпретациями РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Антиципации РїСЂРёСЂРѕРґС‹ - это понятия, сконструированные "скороспело Рё без обдумывания"; "РѕРЅРё легко нарушают логический С…РѕРґ мысли, овладевают разумом Рё заполняют воображение; РѕРґРЅРёРј словом, это понятия, выведенные ошибочным методом". Рнтерпретации РїСЂРёСЂРѕРґС‹ "выводятся РёР· вещей иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј исследования РёР· данных, весьма отдаленных РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сразу поразить воображение Рё потому, РїРѕ общему мнению, кажутся трудными Рё странными, РІ чем-то схожими СЃ тайнами религиозной веры". РќРѕ именно интерпретация РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° РЅРµ антиципации конституируют истинное знание, полученное верным методом. Антиципации овладевают С…РѕРґРѕРј мысли, РЅРѕ РЅРµ РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ "Рє новым деталям"; интерпретации овладевают реальностью Рё именно поэтому РѕРЅРё плодотворны. Р РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ это потому, что есть метод - новый органон, действительно эффективный инструмент постижения истины.
Тщетно было Р±С‹ ожидать большого обновления РІ науках РѕС‚ внедрения РЅРѕРІРѕРіРѕ РІ старое: необходимо провести полное обновление знания, начав СЃ самых РѕСЃРЅРѕРІ науки. Рто неотложное Рё важное дело имеет РґРІРµ стадии: первая - разрушение - состоит РІ освобождении разума РѕС‚ идолов, или ложных понятий, вторая - созидание - состоит РІ изложении Рё подтверждении правил того единственного метода, который только Рё может привести человеческий СѓРј Рє контакту СЃ действительностью Рё установить новые отношения между словом Рё делом.
2.5. Теория "идолов"
"Рдолы Рё ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пустив РІ нем глубокие РєРѕСЂРЅРё, РЅРµ только препятствуют РІ РїРѕРёСЃРєРµ истины, РЅРѕ (даже если доступ Рє ней открыт) РѕРЅРё продолжали Р±С‹ вредить РІ процессе обновления наук, если Р±С‹ люди, предупрежденные РѕР± этом, РЅРµ боролись, насколько возможно". Различать идолы необходимо для освобождения РѕС‚ РЅРёС…. РќРѕ каковы же РѕРЅРё? "Есть четыре РІРёРґР° идолов, осаждающих человеческий СѓРј. Р’ дидактических целях назовем РёС…: идолы СЂРѕРґР°, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра.
1) Рдолы СЂРѕРґР° "вскормлены самой человеческой РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№, человеческой семьей, или СЂРѕРґРѕРј. Человеческий СѓРј РІСЃРµ равно что РєСЂРёРІРѕРµ зеркало, отражающее лучи РѕС‚ предметов; РѕРЅ смешивает собственную РїСЂРёСЂРѕРґСѓ вещей, которую деформирует Рё искажает". Так, например, человеческий СѓРј РїРѕ собственной структуре придает вещи "больший РїРѕСЂСЏРґРѕРє", нежели действительно существующий; СѓРј придумывает соответствия Рё отношения, которых РІ действительности нет. "Человеческий СѓРј, РєРѕРіРґР° РѕРЅ находит какое-либо СѓРґРѕР±РЅРѕРµ или кажущееся верным или убедительным Рё приятным понятие, подгоняет РІСЃРµ остальное так, чтобы подтвердить его Рё сделать тождественным СЃ РЅРёРј. Рдаже если мощь Рё число противоположных понятий больше, РѕРЅ или РЅРµ признает этого - РёР· пренебрежения, или путает РёС… СЃ различиями Рё отбрасывает - РёР· тяжкого Рё вредного предрассудка, лишь Р±С‹ сохранить РІ целостности СЃРІРѕРё первые утверждения". Короче, РїРѕСЂРѕРє человеческого СѓРјР° заключается РІ том, что сегодня РјС‹ Р±С‹ назвали ошибочной тенденцией самоутверждения, противоположной правильности критического отношения, согласно которому следует быть готовым РІ целях прогресса РІ науке отвергнуть гипотезу или догадку, или теорию, если обнаруживаются противоречащие ей факты. РљСЂРѕРјРµ того, "человеческий СѓРј РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ стремится Рє абстракции Рё воображает стабильным то, что РЅР° самом деле склонно Рє изменению ". Таковы идолы СЂРѕРґР°.
2). Рдолы пещеры РёСЃС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ отдельного человека. Каждый РёР· нас, РїРѕРјРёРјРѕ общих заблуждений, свойственных человеческому СЂРѕРґСѓ, имеет СЃРІРѕСЋ собственную пещеру, РІ которой свет РїСЂРёСЂРѕРґС‹ рассеивается Рё гаснет РїРѕ причине специфической РїСЂРёСЂРѕРґС‹ каждого РёРЅРґРёРІРёРґР° или воспитания Рё влияний РґСЂСѓРіРёС… людей, или РёР·-Р·Р° РєРЅРёРі, которые РѕРЅ читает, Рё авторитета тех, кем РѕРЅ восхищается Рё РєРѕРіРѕ уважает, или РїРѕ причине различия впечатлений, РІ зависимости РѕС‚ того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ Рё СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕР№". Дух людей "различен, склонен Рє изменчивости Рё почти случаен". Рдолы пещеры "берут СЃРІРѕРµ происхождение РёР· РѕСЃРѕР±РѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ души Рё тела РёРЅРґРёРІРёРґР°, его воспитания Рё привычек или РґСЂСѓРіРёС… случайностей". Мало тех, РєРѕРјСѓ удается держаться середины, С‚. Рµ. РЅРµ презирать того, что есть справедливого РІ учении древних, Рё РЅРµ забывать его РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ открытиями современных ученых".
3). Рдолы площади или рынка. Бэкон пишет: "Есть также идолы, зависящие, так сказать, РѕС‚ взаимных контактов человеческого СЂРѕРґР°: РјС‹ называем РёС… идолами площади, соотнося СЃ торговлей Рё общением". Р’ самом деле, "СЃРІСЏР·СЊ между людьми осуществляется РїСЂРё помощи языка, РЅРѕ имена даются вещам РІ соответствии СЃ уразумением народа, Рё достаточно некритического Рё неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить СЃ толку разум. Определения Рё объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также РЅРµ способствуют восстановлению естественной СЃРІСЏР·Рё разума Рё вещей". Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Бэкон, "слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями Рё неверными заключениями". Рдолы площади, РїРѕ мнению Бэкона, наиболее тяжкие РёР· всех, "потому что РѕРЅРё внедрены РІ разум согласованием слов Рё имен". Люди "верят, что РёС… разум господствует над словом, РЅРѕ случается Рё так, что слова обращают СЃРІРѕСЋ силу против разума, что делает философию Рё РґСЂСѓРіРёРµ науки софистическими Рё бездеятельными". Рдолы, проникающие РІ разум СЃ помощью слов, бывают РґРІСѓС… СЂРѕРґРѕРІ: или это имена несуществующих вещей (как, например, "СЃСѓРґСЊР±Р°", "вечный двигатель" Рё С‚. Рґ.), или это имена вещей существующих, РЅРѕ путаные Рё неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.
4). Рдолы театра "проникли РІ человеческую душу СЃ помощью различных философских доктрин РёР·-Р·Р° наихудших правил доказательства". Бэкон называет РёС… идолами театра, считая "РІСЃРµ философские системы сказками, предназначенными быть разыгранными РЅР° сцене, пригодными для создания выдуманных театральных РјРёСЂРѕРІ". РЎ баснями РјС‹ сталкиваемся РЅРµ только РІ современных философских доктринах Рё "античных философских сектах", РЅРѕ Рё РІРѕ "РјРЅРѕРіРёС… научных принципах Рё аксиомах, утвердившихся РІ силу традиции, слепой беспечной веры".
2.6. Цель науки: открытие "форм"
РћСЃРІРѕР±РѕРґРёРІ СѓРј РѕС‚ "идолов", Р° РґСѓС… РѕС‚ поспешных "антиципации", человек, РїРѕ мнению Бэкона, может обратиться Рє изучению РїСЂРёСЂРѕРґС‹". "Назначение Рё цель человеческих возможностей заключается РІ создании Рё введении РІ некоторое тело РЅРѕРІРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Задача Рё цель человеческой науки заключается РІ открытии формы РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ отличия, С‚. Рµ. особых свойств РїРѕСЂРѕРґС‹, источника эманации". Рта центральная идея мысли Бэкона нуждается РІ некотором разъяснении. Прежде всего, что имел РІ РІРёРґСѓ Бэкон, РєРѕРіРґР° РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ "создании Рё введении РІ некоторое тело РЅРѕРІРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹"? Р’РѕС‚ проекты, иллюстрирующие идею Бэкона: создать металлические сплавы для различных целей; получить более прозрачное Рё небьющееся стекло; найти СЃРїРѕСЃРѕР± хранения РІ течение всего РіРѕРґР° лимонов, апельсинов, РґСЂСѓРіРёС… цитрусовых; достигнуть более быстрого созревания зеленого горошка, клубники Рё черешни. Последний его проект заключается РІ поисках путей Рє получению - РёР· железа РІ соединении СЃ кремнем или каким-РЅРёР±СѓРґСЊ РґСЂСѓРіРёРј камнем - металла, более легкого, чем железо, Рё РЅРµ подверженного РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё. Примеры позволяют понять, что имеется РІ РІРёРґСѓ РїРѕРґ "РІРІРѕРґРѕРј РІ некоторое тело РЅРѕРІРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹". Рто относительно первой части рассуждения Бэкона.
2.7. Рндукция путем элиминации
Освобождение разума от "идолов" для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель. Нужна процедура из двух частей: "Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая - в выведении новых экспериментов из аксиом". Но что нужно сделать, чтобы извлечь аксиомы из опыта. По Бэкону путь, которым надо следовать, - это путь индукции, но "законной и истинной индукции, дающей ключ к интерпретации", а не аристотелевской индукции. Последняя, по мнению Бэкона, - индукция путем простого перечисления отдельных случаев; она "очень быстро переходит на опыт и частности", следуя дурной привычке ума немедленно перескакивать от незначительного опыта к абстрактным идеям, "сразу приступает к общим, бесполезным понятиям". Такая индукция скользит по фактам, в то время как индукция путем элиминации постигает форму, или суть явлений.
Поиск форм, по мнению Бэкона, происходит следующим образом. Прежде всего, исследуя какое-либо природное явление, например, тепло, нужно "перечислить в уме все известные случаи, отмечаемые в природе, в самых разных материях". Так, если мы изучаем природу тепла, мы должны составить "таблицу присутствия":
"1) лучи солнца, особенно летом и в полдень; 2) лучи солнца, отраженные и сфокусированные в малом пространстве, как, например, среди гор или между городских стен, или в зажигательных стеклах; 3) огненные метеоры; 4) пылающие молнии; 5) пламя, вырывающееся из горных кратеров вулканов; 6) любой тип пламени;7) раскаленные твердые тела; 8) естественные горячие источники и т. д.". Составив "таблицу присутствия", можно переходить к составлению "таблиц отсутствия", где регистрируются сходные случаи, в которых, однако, данное явление (в нашем случае тепло) не присутствует: это лучи луны (которые, как и лучи солнца, ярки, но холодны), "блуждающие" огни, явление морской фосфоресценции и т. д. Закончив составление "таблицы отсутствия", переходят к "таблице степеней", в которой отмечаются все случаи. в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью. В нашем случае следует обратить внимание на изменение тепла в одном и том же теле в разных средах или при разных условиях.
Рмея такие таблицы, Бэкон переходит Рє индукции, следуя процедуре исключения, или элиминации. "Цель Рё назначение этих трех таблиц, - пишет Бэкон, - воспроизвести РІ СѓРјРµ РІСЃРµ возможные случаи явления. После этого следует обратиться собственно Рє индукции". РџСЂРёСЂРѕРґСѓ следует разложить РЅР° составляющие огнем "схожим СЃ божественным огнем". Обратимся Рє примеру СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ тепла. Р’ таблицах присутствия отсутствия Рё степеней исследователь должен исключить, или доминировать, как свойства присущие, так Рё РЅРµ присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, Рё свойства, остающиеся неизменными РїСЂРё увеличении тепла. Процесс исключения опирается РЅР° аргументацию. Тепло - небесный феномен? Нет, ведь Рё лучи земного происхождения обладают теплом. Может, это чисто земное явление? Нет, Рё солнце источает тепло. Р’СЃРµ ли небесные тела обладают теплом? Нет, например. Луна холодная. Может, тепло зависит РѕС‚ присутствия РІ теле чего-то РІСЂРѕРґРµ древнего элемента, именуемого огнем? Нет, любое тело, если его потереть, может стать теплым. Может, это качество зависит РѕС‚ РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ строения тел? Нет, любое тело может быть согрето, независимо РѕС‚ его строения. Ртак далее, РїРѕРєР° РЅРµ подойдем Рє "первому СЃР±РѕСЂСѓ урожая", С‚. Рµ. гипотезе, сочетающейся СЃ данными, изложенными РІ трех таблицах Рё оцененными путем отбора Рё исключения. Р’ примере СЃ теплом Бэкон РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему заключению: "Тепло - экспансивное, вынужденное движение, распространяющееся малыми частями".
Получив "первый урожай", Бэкон использует добытую таким Путем первую гипотезу как руководство Рє дальнейшему исследованию через дедукцию Рё эксперимент. РР· имеющейся гипотезы выводит факты, затем проводятся эксперименты РІ разных условиях СЃ Целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой. Создается нечто РІСЂРѕРґРµ РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕР№ сети, серии "расследований", вынуждающих РїСЂРёСЂРѕРґСѓ ответить. РЎ этой целью Бэкон придумывает богатый набор экспериментальных технических средств (или прерогативных инстанций), которым РѕРЅ дает фантастические имена (РѕРґРёРЅРѕРєРёРµ, мигрирующие, явные, скрытые, составляющие, единоформные, или пропорциональные, монадные, отклоняющие Рё С‚. Рґ. инстанции), среди которых РѕСЃРѕР±Рѕ выделяются "перекрестные инстанции", получившие название "благодаря метафоре: креста, который ставят РЅР° перекрестках РґРѕСЂРѕРі, чтобы обозначить развилку". "Часто разум пребывает РІ состоянии неопределенности: как следует охарактеризовать причину исследуемого явления? РџСЂРё соперничестве разных причин РЅР° перекрестках РІРёРґРЅРѕ, что СЃРІСЏР·СЊ РѕРґРЅРѕР№ РёР· этих причин СЃ данным явлением постепенна Рё нерушима, РІ то время как Сѓ РґСЂСѓРіРёС… причин эта СЃРІСЏР·СЊ РЅРµ столь прочна. Таким образом достигается решение проблемы Рё первая причина избирается как истинная, Р° другая отвергается.
2.8. Учение о методе и его влияние на философию XVII в.
Первое требование метода: отправляясь от твердого убеждения в единстве, целостности природного универсума, в существовании единой всеобщей ("божественной") закономерности, управляющей всеми телами и всеми процессами, философы XVII столетия, тем не менее, видят главную свою задачу в "разложении", "раздроблении" природы, "обособлении", "отдельном" изучении конкретных тел и процессов, а также в "раздельном" описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. "Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который еcть как бы божественный огонь".
Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение РЅРµ есть самоцель, РЅРѕ средство для выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует данное требование РІ РґРІСѓС… его смыслах. Р’Рѕ-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена РЅР° "простые РїСЂРёСЂРѕРґС‹", Р° затем выведена РёР· РЅРёС… (например, "простые РїСЂРёСЂРѕРґС‹" золота - его желтизна, ковкость). Р’Рѕ-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, "конкретные тела, как РѕРЅРё открываются РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ РІ ее обычном течении". "Рти исследования, - поясняет далее Бэкон, - относятся Рє естеством слитым - или собранным РІ РѕРґРЅРѕРј построении, Рё здесь рассматриваются как Р±С‹ частные Рё особые навыки РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° РЅРµ основные Рё общие законы, которые образуют формы".
Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует "открывать форму природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)". Речь идет, собственно, об открытии "закона и его разделов" (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие "формы"), причем такого закона, который мог бы служить "основанием как знанию, так и деятельности".
Четвертое требование метода отвечает РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ. "Прежде всего, - пишет Бэкон, - РјС‹ должны подготовить достаточную Рё хорошую Естественную Рё Опытную Рсторию, которая есть РѕСЃРЅРѕРІР° дела". Рными словами, РјС‹ должны тщательно суммировать, перечислить РІСЃРµ то, что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РїСЂРёСЂРѕРґР° разуму, "предоставленному себе, движимому самим СЃРѕР±РѕР№". РќРѕ уже РІ С…РѕРґРµ перечисления, предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым методологическим правилам Рё принципам, которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться РІ выведение форм, РІ истинное истолкование РїСЂРёСЂРѕРґС‹.