Введение
Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В конце концов, философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров.
Краткая биография
Бруно родился РІ семье военного РІ 1548 РіРѕРґСѓ РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Ноле, что РІ неаполитанском королевстве. Рћ его детстве мало что известно. Первые десять лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно РІ условиях жестоких притеснений СЃРѕ стороны испанских властей. Правил неаполитанским королевством герцог Альба, Рё РїРѕРґ его руководством РёР· страны выгребалось РІСЃРµ, что имело хоть какую-то ценность. РќРѕ хуже всего была инквизиция, РІСЃСЋРґСѓ преследовавшая СЃРІРѕР±РѕРґСѓ совести. Рто была реальная власть, подчинившая себе весь уклад жизни. Люди истреблялись РїРѕ малейшему подозрению. Р’ этих условиях предстояло жить Джордано Бруно!
Р’ десять лет Бруно покидает Нолу Рё поселяется РІ Неаполе Сѓ своего РґСЏРґРё, содержавшего там учебный пансион. Р’ 15 лет Джордано поступает РІ доминиканский монастырь. Молодой человек уже СЃ 12 лет ревностно изучает древнюю Рё новейшую философию Рё Р·Р° время пребывания РІ монастыре получает обширнейшие сведения РїРѕ самым разным отраслям знания. Большое впечатление РЅР° него оказывают Рмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также РѕРЅ знакомится СЃ Кабалой. Читает арабских мыслителей. Читает произведения Фомы РђРєРІРёРЅСЃРєРѕРіРѕ Рё Николая Кузанского.
Тайно Бруно написал комедию, где сатирически изображались нравы тамошнего общества. Говорят, позднее Мольер заимствовал у него немало сцен для своих комедий. Пишет Бруно и сонеты.
Год за годом выработалось новое мировоззрение. Конечно, так трудно сдержаться, и с уст срываются опасные слова. На него поступает первый донос, что Джордано вынес из своей келии всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано.
В 24 года он получает сан священника. Открываются новые возможности для труда и общения. Он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Коперника "О вращении небесных тел".
Церковному начальству становится известным "опасное умоуклонение" Бруно, и тому приходится бежать в Германию, сбросив монашеское одеяние. Он едет в Нолу, потом в Савону, Турин... Так начинаются скитания. Тогда же написана книга "Знамения времени", бесследно исчезнувшая.
Бруно прибывает в Тулузу, где ему удается получить вакансию на кафедре философии. Здесь он не стесняется нападать на авторитет Аристотеля, логику и физику которого наряду с астрономической системой Птолемея считали неотделимой частью христианской веры. Рдаже спустя четверть века после сожжения Бруно парламент Сорбонны постановил, что противоречить Аристотелю - значит идти против церкви. Отрицательное отношение к Аристотелю и всему тогдашнему ученому сословию снискало Джордано враждебную атмосферу, обратило жизнь в постоянную борьбу с ученым цехом. Ему приходится сделать горький вывод, что "истина и справедливость покинули мир с тех пор, как мнения сект и школ сделались средством к существованию" и что "самые жалкие из людей - это те, кто из-за куска хлеба занимаются философией".
Бруно перебирается в Париж, где правит король Генрих III, отличающийся веротерпимостью и расположением к наукам и искусствам. Молва о громадной эрудиции и поразительной памяти Бруно идет впереди него, и он принимается высшими кругами парижского общества. Однако из-за недовольства сторонников Аристотеля ему приходится покинуть Париж. Он отправляется в Англию.
Здесь он появляется в 1583 году с прекрасными рекомендательными письмами короля Франции. Его берут в Оксфордский университет. Маленький темпераментный итальянец говорит такие вещи, от которых краснеют стены богословской аудитории: он толкует о бессмертии души и тела, как последнее разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело. "Природа души, - говорит Бруно,- одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми оно располагает в каждом случае".
В конце концов "созвездие педантов" вынуждает итальянского профессора прекратить свои лекции.
Вот что утверждал Джордано Бруно.
1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.
2. Рсолнце вращается вокруг своей оси
3. "...земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу".
4. Неподвижные звезды суть также солнца.
5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.
6. Кометы представляют лишь особый род планет.
7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.
Рзгнание РёР· Оксфорда Бруно ознаменовал РєРЅРёРіРѕР№, РІ которой РѕРЅ заклеймил грубость, СЃ какой обошлись СЃ РЅРёРј, назвав Оксфорд "РІРґРѕРІРѕР№ здравого знания". Р’ этом сочинении Джордано Бруно изложил самые широкие взгляды РЅР° строение Вселенной, Рё РєРѕРіРґР° ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал РїСЂРё этом головокружение; тайный ужас охватывал его РїСЂРё мысли, что РѕРЅ блуждает РІ пространстве, РіРґРµ нет РЅРё центра, РЅРё начала, РЅРё конца!
Бруно вернулся РІ Лондон Рё РІ течение РґРІСѓС… лет написал еще несколько трудов, РІ частности: "Рћ причине, начале всего Рё едином", "Рћ бесконечном, вселенной Рё небесных телах", "Рзгнание торжествующего животного", "Тайное учение Пегасского РєРѕРЅСЏ СЃ присоединением такого же учения Силенского осла", "Рћ героическом энтузиазме". РќРµ будем сейчас останавливаться РЅР° обсуждении этих РєРЅРёРі. Скажем только, что проблемы науки Рё нравственности показаны РІ РЅРёС… СЃ необыкновенной глубиной мысли Рё изяществом литературной обработки.
Р’ его книгах злая усмешка, уничтожающая РёСЂРѕРЅРёСЏ соединяются СЃ героическим воодушевлением вечными идеалами человечности Рё твердой уверенностью РІ окончательной победе истины Рё справедливости. "Рстина есть пища каждой истинно героической души; стремление Рє истине - единственное занятие, достойное героя."
Джордано Бруно открыто отстаивает свои убеждения. В Венеции он берет в ученики некоего патриция, тайным желанием которого было приобрести от Бруно какие-то особые магические познания. Не получив их, ученик совершает предательство - приводит в дом учителя капитана инквизиции. Бруно арестован и отправлен в тюрьму. От бывшего ученика посыпались доносы - один гнуснее другого.
РњРЅРѕРіРѕРµ пришлось говорить РІ СЃРІРѕРµ оправдание. "РЇ учу бесконечности вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, РёР±Рѕ было Р±С‹ недостойно Божества ограничиться созданием конечного РјРёСЂР°, РІ то время как РѕРЅРѕ обладает возможностью творить РІСЃРµ новые Рё новые бесчисленные РјРёСЂС‹. РЇ утверждаю, что существует бесконечное множество РјРёСЂРѕРІ, подобных нашей земле, которую СЏ представляю себе, как Рё Пифагор, РІ РІРёРґРµ небесного тела, похожего РЅР° Луну. Планеты Рё РґСЂСѓРіРёРµ звезды. Р’СЃРµ РѕРЅРё населены, бесконечное множество РІ безграничном пространстве образует вселенную. Р’ последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому РІСЃРµ живое растет, движется Рё преуспевает РІ своем совершенствовании. Рто провидение или сознание СЏ понимаю РІ РґРІРѕР№РЅРѕРј смысле: РІРѕ-первых, наподобие того, как проявляется душа РІ теле, то есть одновременно РІ целом Рё РІ каждой отдельной части; такую форму СЏ называю РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления РІРѕ вселенной Рё над вселенной, именно РЅРµ как часть, РЅРµ как душа, Р° иным, непостижимым для нас образом".
Под Духом Святым, объяснил Бруно на допросе, он понимает душу вселенной. От Святого Духа снисходит все живое - жизнь и душа. Она также бессмертна, как неуничтожаемая плоть. Жизнь есть расширение, смерть - сжатие живого существа. Бруно все время настаивает, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда.
Его ответы РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ инквизиции напоминают ответы РЅР° уроках катехизиса. Однако СЃСѓРґСЊРё этим РЅРµ удовлетворяются. Рнквизитор предупреждает, что если обвиняемый станет СѓРїРѕСЂРЅРѕ отказываться РѕС‚ всего, РІ чем впоследствии РѕРЅ может быть изобличен, то ему нечего будет удивляться, если инквизиция РІ отношении его прибегнет Рє законным средствам, которые предоставлены ей применять РєРѕ всем, кто РЅРµ хочет познать милосердие Божие Рё христианскую любовь этого святого учреждения, Рё которые предназначены Рє тому, чтобы находящихся РІРѕ тьме обращать Рє свету, Р° сбившихся СЃ истинного пути - РЅР° стезю вечной жизни.
Судьи стали угрожать, и Бруно идет на уступки. Он обещает отбросить все ошибки и впредь не допускать их; он раскаивается в содеянном и умоляет, снисходя к его слабости, разрешить ему вернуться в лоно церкви и испытать на себе милость Божию.
Джордано Бруно был передан на судилище Римской инквизиции, ибо венецианская инквизиция не осмелилась выносить приговор, который наверняка не привел бы к костру.
27 февраля 1593 года 45 лет от роду Джордано Бруно был перевезен в Рим. Ему был придан ранг вождя еретиков, и приговор был предопределен. Причем судьи прекрасно сознавали, что судят они в высшей степени эрудированного человека, выдающийся ум современности.
Бруно намеревался повторить СЃРІРѕРµ отречение Рё РІ Р РёРјРµ. РќРѕ его свыше шести лет томили РІ тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. РћС‚ него требовали отречения РѕС‚ СЃРІРѕРёС… взглядов без РІСЃСЏРєРёС… РѕРіРѕРІРѕСЂРѕРє. РќРѕ может ли Свет служить тьме, РЅРµ РїРѕРіРёР±РЅСѓРІ? Бруно РЅРµ РјРѕРі отрешиться РѕС‚ всего, что составляло самую суть его. РўСЋСЂСЊРјР° лишь укрепила его. РћРЅ РЅРµ СЃРјРѕРі отказаться РѕС‚ своей философии, РёР±Рѕ это означало Р±С‹ изменить Рстине. РћРЅ лишь РІ религиозных чувствах готов был сделать уступки СЃРІРѕРёРј СЃСѓРґСЊСЏРј.
Сам он писал: " Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Но телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавляли мои стремления... Я вижу, что победа есть дело судьбы... Силы мои направлены на то, чтобы заслужить признание будущего."
"Есть люди, у которых любовь к божественной воле так велика, что их не могут поколебать никакие угрозы или застращивания. Тот, кто заботится еще о своей плоти, не может чувствовать себя в общении с Богом. Лишь тот, кто мудр и добродетелен, может быть вполне счастлив, ибо он более не чувствует страданий". Бруно отказался от своих прежних отречений.
20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, и там он был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови". Такова была лицемерная формула, означавшая требование сжечь живым.
Бруно держал себя СЃ невозмутимым спокойствием Рё достоинством. Только РѕРґРёРЅ раз РѕРЅ нарушил молчание: "Быть может, РІС‹ произносите РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ СЃ большим страхом, чем СЏ его выслушиваю". РќР° 12 февраля было назначено исполнение РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР°, РЅРѕ РѕРЅРѕ РЅРµ состоялось. Рнквизиция РІСЃРµ еще надеялась, что Бруно откажется РѕС‚ СЃРІРѕРёС… взглядов. РќРѕ Джордано Бруно сказал: "РЇ умираю мучеником добровольно Рё знаю, что РјРѕСЏ душа СЃ последним РІР·РґРѕС…РѕРј вознесется РІ рай" .
17 февраля. День казни. Ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из груди Джордано Бруно.
РРЎРљР Р« РПЕПЕЛ РћРў РљРћРЎРўР Рђ ДЖОРДАНО БРУНО
Думая, что этого человека преследовали и сожгли за смелые идеи о бесконечности Вселенной и движении Земли, мы обедняем его образ
Четыреста лет назад РІ Р РёРјРµ, РЅР° Площади Цветов, был заживо сожжен Джордано Бруно. Рзвестность этого удивительного человека РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј связана СЃ трагическим завершением его жизни. Однако образ мученика науки, который предпочел умереть РЅР° костре инквизиции, РЅРѕ РЅРµ отрекся РѕС‚ учения Коперника, РЅРµ соответствует РЅРё масштабу личности Бруно, РЅРё его роли РІ истории. Облики культовых фигур редко соответствуют исторической правде. Правда же состоит РІ том, что Бруно скитался, проповедовал Рё умер как РїСЂРѕСЂРѕРє РЅРѕРІРѕР№, астральной религии Рё провозвестник гармоничной жизни, основанной РЅР° активном использовании магического знания. РћРЅ оказался создателем эзотерических организаций, которые РґРѕ наших дней играют важную роль РІ политической жизни Запада Рё, возможно, Р РѕСЃСЃРёРё.
Тайна смерти Рё бессмертия Бруно раскрыта, РїРѕ историческим меркам, совсем недавно. Перипетии его личной жизни, трансформация "джорданизма" РІ эзотерические Рё реформаторские движения Рё даже метонимический смысл названия ленинской "РСЃРєСЂС‹" - РІСЃРµ это прояснилось СЃ появлением работ английской исследовательницы ренессансной культуры Фрэнсис Амелии Йейтс, РІ частности после выхода ее РєРЅРёРіРё "Джордано Бруно Рё герметическая традиция".
Рстория культуры свидетельствует, что РІ переходные периоды - периоды интеллектуальной растерянности, - такие, как эллинизм, Возрождение, Реформация или новый эллинизм РІ РҐРҐ веке, вектор культурной эволюции направлен РІ прошлое. Р’СЃРµ новые социальные движения, обернувшиеся, впрочем, великими ошибками, черпали энергию РёР· наследия предков. Хрестоматийным Рё ныне актуальным примером может служить интеллектуальная катастрофа эллинов, обратившихся Рє христианству, РїРѕ оценке образованных людей того времени - чудовищному Рё архаичному суеверию.
РќРµ было исключением Рё Возрождение. Духовные интенции этого периода были РІ значительной мере определены деятельностью герметистов - Дж.Бруно (1548-1600), Джона Ди (1527-1608), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Р .Фладда (1574-1637) Рё РґСЂ. (краткость жизни Бруно бросается РІ глаза, РІ особенности если учесть, что последние восемь лет РѕРЅ провел РІ тюрьмах святой службы). Рто были энтузиасты возрождения райского магического знания, которым обладал Адам (РґРѕ грехопадения) или РїРѕ крайней мере РќРѕР№. Отказавшись РѕС‚ средневековой схоластики Рё полагая, что возвращаются Рє истинной египетской мудрости Рё мудрости еврейских патриархов, РѕРЅРё РЅР° самом деле опирались РЅР° сочинения II-III веков РЅ.СЌ.
РћСЃРЅРѕРІСѓ мировоззрения этого периода составляла "египетская" магия, описанная РІ философском трактате "Асклепий" Рё сочинениях РїРѕ астрологии, алхимии Рё магии. Большая часть этих трудов приписывалась Гермесу Трисмегисту (Трижды Величайшему) - мифическому лицу, СЏРєРѕР±С‹ современнику Моисея. Философские трактаты Герметических СЃРІРѕРґРѕРІ ("Асклепий", "Поймандр" РЅР° греческом языке Рё "Пикатрикс" РЅР° арабском) содержали астрологическую модель РєРѕСЃРјРѕСЃР°, РІ которой центральное место отводилось Солнцу - РІРёРґРёРјРѕРјСѓ Богу. После перевода греческих текстов РЅР° латинский язык, сделанного священником Рё врачом престарелого РљРѕР·РёРјРѕ РґРµ Медичи - Марсилио Фичино, - РїРѕ всей Европе началось распространение магико-герметических идей. Ртому способствовал комментарий Фичино Рє "Поймандру", придавший герметическому наследию РІ глазах Церкви лояльный облик. Даже папа Александр VI поддерживал герметизм. Пинтуриккьо украсил фресками РІ "египетском" РґСѓС…Рµ его апартаменты РІ Ватикане.
Методы симпатической магии основаны на представлении о постоянном истечении на Землю звездных влияний (вливаний). Каждый предмет материального мира, каждый орган человеческого тела полон оккультных симпатий, связывающих его с тем светилом, от которого он зависит. Ренессансный маг убежден, что, обладая специальными познаниями, можно направлять эти влияния в нужное русло. Магию практиковали члены Флорентийской академии (среди них - Жан Доминик Кассини и Нильс Стено, математик и врач Кардано, художники Донателло, Микеланджело, Ботичелли, Пинтуриккьо, члены семьи Борджиа). Ренессансная магия представляла собой род активной деятельности, позволяющей уклониться от астрологического детерминизма и обрести власть над светилами, направляя их влияния. Таким образом, европейское Возрождение оказалось прежде всего возрождением астральной симпатической магии.
К примеру, чтобы овладеть силой планеты Венера, нужно знать, какие растения, минералы, металлы и животные ей принадлежат, и использовать их при обращении к Венере. Для этого ее различные образы следует нанести на талисманы, изготовленные из венериных материалов в астрологически правильный момент. В наше время всеобщей сексуальной озабоченности и увлечения мистикой полезно знать, что изображения Венеры на полотнах художников Возрождения - это "египетские" образы значительной астральной силы.
Приведем также не лишенные актуальности примеры астральной терапии, описанной Фичино в книге с характерным названием "О стяжании жизни с небес" (1489). Чтобы получить долголетие, нужно разместить на сапфире образ Сатурна, имеющий следующий вид: "Старик, сидящий на высоком троне или на драконе; голова его покрыта лоскутом темного полотна, а в поднятой над головой руке он держит серп или рыб и одет в темные одежды". Для лечения общих недомоганий Фичино предлагал следующий магический образ: "Царь на троне, в желтых одеждах, ворон и изображение Солнца". Книга представляла собой справочник по обыкновенной медицине, так как основой медицинских предписаний в то время служила вера, что различные части тела и их темпераменты подчинены зодиакальным знакам или планетам. Современных поклонников астральной терапии придется огорчить: Медичи она не помогла. Он умер через год после того, как его врач Фичино ее освоил.
РџРёРєРѕ делла Мирандола, младший современник Фичино, дополнил естественную магию каббалистической РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ магией. РћРЅР° обращена РЅРµ Рє РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ космическому РґСѓС…Сѓ, РЅРѕ Рє ангелам, архангелам Рё Рє именам или силам самого Бога (десять сефирот, соответствующие десяти космическим сферам). Рспользуемые РїСЂРё этом средства схожи СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё магическими процедурами, РЅРѕ основаны РЅР° могуществе священного еврейского языка. Буквы этого языка стали объектом бесконечных мистических медитаций, поскольку именно РЅР° нем РћРЅ творил Словом.
Пафосом герметизма проникнуты все интеллектуальные искания мыслителей Возрождения и Нового времени: Парацельса, Гассенди, Кеплера, Бэкона, Бойля и даже Ньютона. Так, научная революция Коперника была совершена в рамках религии космоса. В своем знаменитом труде "Об обращении небесных сфер" (1543) для подкрепления гипотезы о движении Земли он ссылается на герметические авторитеты - Пифагора, Филолая и… Трисмегиста. В целом герметизм сыграл в становлении современной науки важную роль наряду с протестантизмом. Йейтс об этом пишет: "Уже то обстоятельство, что герметический и магический космос Бруно так долго принимали за космос прогрессивного мыслителя, предвосхитивший новую космологию, созданную в результате научной революции, подтверждает правильность предположения, что в подготовке этой революции определенную роль сыграл Гермес Трисмегист".
Что же отличало безобидную и даже позитивную философию и магическую практику Джордано Бруно от других и что уготовило ему столь ужасную и славную судьбу?
Филотео Джордано Бруно Ноланец, как он себя называл, родился в Ноле - городке у подножия Везувия. В 1563 году он вступил в доминиканский орден и стал насельником монастыря в Неаполе. Через три года он бежит, так как навлекает на себя подозрение в ереси. В 1581 году, пожив перед этим в Женеве и Тулузе, он приезжает в Париж. Там он обращает на себя внимание Генриха III. Читает лекции и издает две книги по искусству памяти, из которых видно, что их автор - маг.
Мнемоническими приемами пользовались еще СЂРёРјСЃРєРёРµ ораторы. РћРЅРё запоминали отдельные части здания, РіРґРµ планировали произнести речь, размещая РЅР° РЅРёС… образы, которые напоминали Р±С‹ разделы заучиваемой речи. РРЅРѕРіРґР° для этой цели использовали знаки зодиака. Для Бруно же мнемоника - это метод запечатления РІ памяти архетипических образов, мысленно размещаемых РІ структуре РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рспользуя для мнемотической локализации космический РїРѕСЂСЏРґРѕРє, маг стремился познать Вселенную Рё обрести силы, резонирующие СЃ силами РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Запечатлевая РІ памяти небесные образы, Бруно намеревался войти РІ "египетское" состояние: постичь внутренний РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё единство РјРёСЂР°, овладеть божественной силой. РџРѕ Бруно, совершенный человек должен стремиться Рє тому, чтобы используя силу светил, стать благим магом Рё целителем, как Христос, Альберт Великий или Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№.
Натуральный магический герметизм Бруно вошел РІ противоречие СЃ христианизованным герметизмом французского РґРІРѕСЂР°, Рё РІ 1583 РіРѕРґСѓ Генрих III отсылает Бруно РІ Англию СЃ рекомендательным РїРёСЃСЊРјРѕРј Рє послу Франции. Так начинается его европейский анабасис Рё самый важный период жизни. РћРЅ РЅРµ очень доволен приемом РІ Оксфорде, РЅРѕ РјРЅРѕРіРѕ пишет Рё издает. Р’ РєРЅРёРіРµ "Рзгнание торжествующего зверя" (1584) РѕРЅ проповедует, что религия египтян вернется, РёС… нравственные установления РїСЂРёРґСѓС‚ РЅР° смену хаосу нынешнего века, Р° небесным знамением, возвещающим, что египетский свет близок, служит для него система Коперника.
Книги Бруно - это проект грядущей моральной и религиозной реформы, в которой он притязает на роль пророка, совершившего восхождение сквозь сферы птолемеевой системы мира, разрушенные для него Коперником. Чертеж системы Коперника в его книгах был для него магическим иероглифом, ниспосланным свыше. Вообще, труды Бруно наполнены темными геометрическими схемами, которым он придавал магический смысл и которые при издании лично гравировал.
Его новая философия имела религиозный смысл, а безумные схемы в книгах представляли символику какой-то секты. Освободив герметизм от христианского привоя Фичино и Пико и отказавшись таким образом от теологической надстройки над "египетским" учением, Бруно намеревался стать магом-натуралистом и новым религиозным вождем-реформатором. Здесь мы переходим к самой важной стороне наследия Бруно.
Йейтс высказывает следующее предположение о роли учения Бруно в реформирующейся Европе: "Его деятельность пришлась на конец XVI века, когда религиозная нетерпимость проявлялась самым чудовищным образом и когда религиозный герметизм казался путем к примирению сражающихся сект. Он призывает к своего рода египетской Контрреформации, он возвещает возврат к Египту и предлагает некое новое решение всех религиозных проблем. Рпри этом он призывает к нравственной реформе, ставя на первый план добрые дела и этику общественного служения. Где еще можно увидеть подобное сочетание религиозной терпимости, сердечной привязанности к средневековому прошлому, идеи служения ближним и приверженности фантастической религии и символике египтян? Мне приходит в голову только один ответ - в масонстве с его мифологическим происхождением от средневековых каменщиков, терпимостью, филантропией и египетской символикой".
Магический герметизм Бруно предлагал недовольным Реформацией прокатолическим слоям английского елизаветинского общества новое направление для мечтаний, независимое от ненавистного испанского католицизма. О герметических корнях масонства, возникшего, как известно, в Англии, Йейтс далее размышляет: "Не нашелся ли среди слушавших Бруно англичан охваченный духовной тоской человек, который расслышал в его "египетской" проповеди какое-то смутное обещание, самые первые тихие ноты Волшебной Флейты?"
РќР° СЃСѓРґСЊР±Сѓ Бруно Рё его учения заметно повлияла деятельность самого СЏСЂРєРѕРіРѕ его последователя Томмазо Кампанеллы. Кампанелла был РЅР° двадцать лет моложе Бруно Рё повторил его юношеский опыт. Как Рё Бруно, РѕРЅ был магом, возложившим РЅР° себя РѕСЃРѕР±СѓСЋ РјРёСЃСЃРёСЋ. "Ртот исполин, полагавший, что семь шишек РЅР° его голове соответствуют семи планетам, обладал колоссальной верой РІ СЃРІРѕСЋ глубинную СЃРІСЏР·СЊ СЃ РєРѕСЃРјРѕСЃРѕРј Рё РІ собственное предназначение вождя всемирной магико-революционной реформы", - пишет Йейтс. Р’ 1598-1599 годах РѕРЅ организовал РІ СЂРѕРґРЅРѕР№ провинции Калабрия восстание против испанского правления. Вообще, РІ 1590-С… годах среди доминиканцев РЅР° СЋРіРµ Рталии царило сильное брожение, вызванное тревожным ожиданием всеобщих реформ РЅР° рубеже веков. РќРµ исключено, что РѕРЅРѕ было инспирировано возвращением Бруно РІ Рталию РІ 1591 РіРѕРґСѓ (через РіРѕРґ РѕРЅ был арестован). Страстными РґРѕ безумия речами Кампанелла Рё его последователи, РјРЅРѕРіРёРµ РёР· которых были также монахами-доминиканцами, возвещали близость грандиозных перемен. Неминуемость РЅРѕРІРѕР№ СЌСЂС‹ возвещалась небесными знамениями, среди которых Кампанелла отмечал "нисхождение Солнца". Свергнув испанскую тиранию, Калабрия должна была учредить республику, магический Город Солнца, визионером Рё "архитектором" которого РјРЅРёР» себя Кампанелла. Астральная магия, однако, РЅРµ помогла, восстание было разгромлено, Рё Рє концу 1599 РіРѕРґР° мятежные доминиканцы заполнили тюрьмы Неаполя. Р’ 1600 РіРѕРґСѓ Кампанелла был несколько раз подвергнут пыткам, после чего его содержали РІ тюрьмах РґРѕ 1627 РіРѕРґР°.
Страшная публичная казнь мятежного доминиканца Бруно, возможно, была задумана инквизицией как предупреждение и угроза восставшим. Кампанелла избежал ужасной участи Бруно только потому, что у него достало духа симулировать сумасшествие.
В первые годы заточения Кампанелла написал свое самое известное сочинение - "Город Солнца" ("Civitas Solis"). Первое издание книги вышло во Франкфурте в 1623 году. Утопический Город Кампанеллы находился на холме среди огромной равнины и состоял из семи поясов, соответствующих семи планетам. В центре Города возвышался огромный храм, представлявший собой вариант планетария. В нем отправлялся культ космоса. Стены семи поясов, окружавших храм, несли изображения научных и природных объектов, а также памятников мировой культуры. По мысли Кампанеллы, Город представлял собой точное отражение мира, управляемого законами естественной магии, зависящими от звезд. Правителем Города был священник по имени Солнце, ему помогали три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. К примеру, во власти Любви было наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Он указывал верный с астрологической точки зрения момент для зачатия. Целью существования Города являлась гармония со звездами, отсюда и царящие в нем счастье, благополучие и добродетель.
Герметические прототипы Города Солнца и его религии содержались в трактатах "Пикатрикс" и "Асклепий". Таким образом, облаченные в белые одежды жители Города Кампанеллы были герметическими псевдоегиптянами.
После выхода из тюрьмы Кампанелла переезжает во Францию и передает ей почетное право явить миру всеобщую реформу. Его поощрял Ришелье и принял двор, он дожил до рождения дофина, взошедшего потом на трон под именем Людовика XIV. Кампанелла приветствовал его как Короля-Солнце преображенного мира. Скончался Кампанелла в том самом монастыре, который 150 лет спустя станет клубом якобинцев.
Осуществить проект Бруно-Кампанеллы в ХХ веке - вплоть до построения в Городе на семи холмах храма в виде Дворца Советов - пытались большевики. Не получилось… Воцерковление их современных наследников и возрождение храма Христа Спасителя на месте Дворца свидетельствуют о том, что и четыре века спустя после Бруно христианство не сдало позиций. Все, что осталось от проектов Бруно и Кампанеллы, - это красные звезды на башнях Кремля, да имя Кампанеллы, высеченное на обелиске рядом с Кремлевской стеной. Несколько слов о происхождении пятиконечных звезд в символике масонов и большевиков.
Книги Бруно иллюстрируются магическими чертежами. Значком пятиконечной звезды Бруно обозначал figurae Amoris (схемы Любви), представляющие собой геометрические арабески из лепестков и окружностей, построенных с помощью циркуля. Бруно рекомендует их как "плодотворные" для любой науки, созерцания и практики. Надо полагать, пять лучей звезды соответствуют пяти известным в его время планетам. Таким образом, Министерство Любви и Большой Брат из романа "1984" Оруэлла имеют давнюю историю.
Псевдоегиптяне РЅРµ имели представления Рѕ подлинной датировке герметических текстов. Бруно так Рё умер РІ неведении. Впрочем, как показали дальнейшие события, РЅРё объективное знание Рѕ его происхождении, РЅРё само время РЅРµ смогли разрушить очарования герметизма. Масонские ложи Рё розенкрейцерские СЃРѕСЋР·С‹ существуют Рё поныне. Христиан Розенкрейц - фигура мифическая. Розенкрейцеры тяготеют Рє алхимической символике, самые изощренные примеры которой можно найти РІ труде лютеранского пастора Роганна Валентина Андреа "Химическое венчание Христиана Розенкрейца". Р’ 1637-1654 годах Андреа одновременно был Великим магистром (навигатором) "параллельной" структуры - Ордена РЎРёРѕРЅР°. После него этот РїРѕСЃС‚ РІ Ордене занимали последовательно Роберт Бойль Рё Рсаак Ньютон.
Рнтеллектуальный скандал разразился РІ 1614 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° приглашенный РІ Англию швейцарский филолог Рсаак Казобон датировал герметические тексты, привязав РёС… Рє раннехристианским векам. Р’ подавляющей массе ученая Европа отвернулась РѕС‚ герметизма, поэтому РѕРЅ ушел РІ социокультурный андеграунд. Его символика Рё РґСѓС… продолжали жить РІ среде склонных Рє мистицизму людей, РІ розенкрейцерских Рё масонских кругах. Продолжали выходить труды РїРѕ египетской иероглифике, алхимической Рё каббалистической символике. Р’ минуты растерянности Рє герметизму обращались как иезуиты, так Рё протестанты. Удивительным образом РѕРЅ оказался прочно укоренен РІ образе мыслей благочестивых европейцев Рё СЃ годами трансформировался РІ Просвещение Рё далее РІ эзотерические Рё политические течения разных толков Рё "РѕР±СЂСЏРґРѕРІ" (вплоть РґРѕ "партии РЅРѕРІРѕРіРѕ типа").
Рзотерические РєРѕСЂРЅРё европейского Просвещения вскрываются этимологически: "просвещенные" Рё "просветленные" обозначаются РѕРґРЅРёРј Рё тем же словом - illuminati. Рллюминатами называли членов тайных обществ Рё сект, размножившихся РІ этот переходный период. Первыми просветителями РІ Р РѕСЃСЃРёРё были именно масоны. Кружок РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… розенкрейцеров был самым влиятельным СЂСѓСЃСЃРєРёРј масонским очагом XVIII века.
Европейский протестантизм Рё масонство растут РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ реформаторского РєРѕСЂРЅСЏ. Для РѕР±РѕРёС… интеллектуальных течений характерна интенция РЅР° преобразование религии, общества Рё государства. Рменно поэтому РёС… приверженцы СЃ такой уверенностью захватывают государственную власть Рё волюнтаристски навязывают обществу доктринерские РїРѕ содержанию Рё технократические РїРѕ РґСѓС…Сѓ реформы. РќР° РёС… совести обострение событий РІ европейских монархиях РІ начале РҐРҐ века. Правда, тогда доктринерство РёС… подвело, Рё, например, РІ Р РѕСЃСЃРёРё власть перешла Рє неистовым наследникам Кампанеллы - большевикам. РќРѕ через сто лет, повторяя старые ошибки, РѕРЅРё намерены взять реванш.
Герметизм мало повлиял РЅР° традиционное христианство. Однако РѕРЅ РїСЂРѕР±СѓРґРёР» РІ респектабельных слоях Европы РґСѓС… социальных утопий Рё предложил форму организации для РёС… осуществления. Рнституциональные особенности герметизма привлекательны для реформаторов всех мастей. Рзотерические общества оказались СѓРґРѕР±РЅРѕР№ социальной нишей СЃ хорошо организованной интернациональной структурой. Нет сомнения, что масонство - это самое влиятельное движение РќРѕРІРѕРіРѕ времени, которому нынешний Запад обязан СЃРІРѕРёРј духовным Рё политическим состоянием. Вобрав РІ себя королевские династии Рё преобразовав монархии РІ демократическом РґСѓС…Рµ, масонские ложи превратились РІ закрытые клубы политической Рё финансовой элиты. Масонские источники уже давно РЅРµ скрывают, что масонами были Рё лидеры буржуазных революций, Рё РјРЅРѕРіРёРµ вожди социалистических партий, Рё создатели Лиги Наций, Рё РјРЅРѕРіРёРµ президенты РЎРЁРђ. Рљ примеру, герб ГДРпредставлял СЃРѕР±РѕР№ чисто масонскую реминисценцию.
На Западе к середине ХХ века масонство, по-видимому, выполнило свою историческую миссию. Для управления атомизированным демократическим обществом нужны уже не тайные общества, но деньги и средства информации, формирующие общественное мнение. Рлишь на постсоветском пространстве, где отсутствуют устойчивые демократические институты, "храмовники" вершат историю. К примеру, в утопии 1988 года издания под симптоматичным названием "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира" можно найти откровение, способное оставить непосвященного (профана) в состоянии немого изумления: "Вот если видишь эту высокую цель - сияющий Храм на высоком холме, тогда самые тяжелые камни - легки, самый изнурительный труд - удовольствие".
Заключение
Думая, что Джордано Бруно преследовали и сожгли за смелые идеи о бесконечности Вселенной и движении Земли, мы обедняем его образ и недооцениваем историческую роль. Кардинала-инквизитора Роберто Беллармина, который впоследствии допрашивал и Галилея, интересовали не философские взгляды Бруно, но его антихристианская и политическая миссия. В списке заметных еретиков он остается единственным не реабилитированным до наших дней католической церковью.
Фигура Бруно остается чрезвычайно РєСЂСѓРїРЅРѕР№ Рё РІ моральном отношении. Современники казни сообщали РѕР± остром чувстве несправедливости Сѓ Бруно РІ конце процесса, как если Р±С‹ его РЅРµ поняли: РЅР° рубеже XVI-XVII веков царило общее ожидание близких духовных перемен, провозвестником которых РјРЅРёР» себя Бруно. Тем РЅРµ менее РѕРЅ отказался отречься РѕС‚ всего, РєРѕРіРґР°-либо РёРј сказанного или написанного. Думается, душевные силы для РїРѕРґРІРёРіР° РѕРЅ находил РІ том, что расценивал себя как РЅРѕРІРѕРіРѕ Мессию. Р РѕРЅ РЅРµ ошибся. РСЃРєСЂС‹ его РґСѓС…Р° - РґСѓС…Р° утопии - РЅРµ гаснут, так как зажжены РѕРЅРё РѕС‚ вечных звезд, СЃ которыми опьяненный космическими эманациями ноланец поддерживал РїСЂСЏРјСѓСЋ магическую СЃРІСЏР·СЊ.