Дошедшие до нас сведения об атмосфере в семье Чеховых весьма противоречивы. По версии Александра Павловича, там царил произвол, деспотизм и жестокость. В связи с этим детство и отрочество Антона Павловича характеризовалось старшим братом жестко и однозначно. “Ребенком,- утверждал Александр Павлович,- он был несчастным человеком.” И тут же разъяснял : “Семейный уклад сложился для покойного писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить.
Михаил Павлович, Иван Павлович и Мария Павловна решительно опровергли эту версию. Наиболее резко оценил воспоминания старшего брата Иван Павлович. Ознакомившись с его статьей “Чехов-лавочник”, он назвал ее лживой от начала до конца.
По воспоминаниям Михаила Павловича, в семье “день начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано. Мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки, как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность; старший, Александр, устраивал электробатареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял...Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором. Отец любил петь по нотам и приучал к этому и детей. Кроме того, вместе с сыном Николаем он разыгрывал дуэты на скрипке, причем маленькая сестра Маша аккомпанировала на фортепьяно. Мать, вечно занятая, суетилась в это время по хозяйству или обшивала на швейной машинке одежду детей.”
Другие воспоминания также не подтверждали версию Александра Павловича. Судя по этим свидетельствам, братья Чеховы вовсе не были похожи на ребят запуганных и обездоленных.
В 1869 году Антон Павлович Чехов поступил в Таганрогскую классическую гимназию.
В гимназии Антоша никак не выделялся. В третьем классе был оставлен на второй год из-за географии и арифметики, два года просидел в пятом, так как не выдержал испытания по греческому языку. На выпускных экзаменах получил по математике тройку и то, как вспоминают,- “по большинству голосов.” На аттестате зрелости отмечалось старательность ученика и его дисциплинированность, что же касается склонностей, то тут значилась достаточно туманная формула: “любознательность по всем предметам одинаковая”. Оценки в аттестате были пестрые- три пятерки, три четверки и четыре тройки.
Таганрог издавна был городом театральным. Богатеи разжившиеся на контрабанде и заморской торговле, ревностно заботились о том, чтобы Таганрог имел славу не только торгового, но и культурного центра.
Чехов приобщился к таганрогской театральной жизни в 1873 году, когда ему довелось побывать на спектакле “Прекрасная Елена”. С тех пор он стал завсегдателем галерки таганрогского театра.
Согласно правилам на посещение театра надо было испрашивать разрешение в гимназии. Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того, чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды, надевали отцовские пиджаки. Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться на галерку и занять получше места.
Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству. Здесь впервые раскрылся перед ним чудесный мир творения Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского. Конечно же рядом с этими высокими произведениями ставились в Таганроге и глупейшие комедии, ужасающие драмы, пустейшие водевили, душераздирающие мелодрамы- все то, что даст такую обильнейшую пищу для последующих чеховских пародий, фельетонов и смешных рассказов.
Антон вообще был из всех самым талантливым на выдумки, но и менее всех способных к ручному труду. Среди братьев он был белоручкой. Он устраивал лекции и сцены, кого-нибудь представлял или кому-нибудь подражал, но его никто не видел за каким-либо физическим трудом.
Правда, был однажды такой случай, когда проявил свое стремление к физическому труду и он. В 1874 году при таганрогском уездном училище открывались ремесленные классы. Так как образование было бесплатным, то мальчики воспылали желанием обучиться мастерствам. Иван принялся за переплетное дело, брат Антон стал изучать портняжное ремесло.
Скоро будущему писателю пришлось проявить способности на деле, так как пришло время шить для брата Николая серые гимназические штаны.
В домашних спектаклях Антон был главным воротилой. Будучи еще детьми, братья разыгрывали даже гоголевского “Ревизора”. Устраивали спектакли и на украинском языке про Чупруна и Чупруниху, причем Антон играл роль Чупруна.
В 1875 году Антон тяжело заболел и чуть не отправился к своим праотцам.
В 1876 году окончательно обнаружилась торговая несостоятельность Павла Егоровича; “настоящим” купцом он так и не сумел стать. В конце концов он вынужден был бежать в Москву от кредиторов. Вскоре туда же отправилась и вся семья, где их ждала полунищенская жизнь. В Таганроге остался один Антон; остался на целых три года- заканчивать гимназию. Эти трудные годы в жизни Чехова имели очень важное, если не решающее значение. Под гнетом нужды и потерь как-то незаметно прошла юность и настала пора взрослых решений. Чехов в эти годы серьезно обдумывал все дела семьи, ее прошлое и ее будущее; старался понять, чем он ей обязан и каков его долг перед ней. Естественно, что прежде всего он размышлял о родителях, выбитых из привычной колеи.
15 июня 1879 года Чехов получил аттестат зрелости, а 8 августа он приехал в Москву. С сентября 1879 года Чехов- студент медицинского факультета Московского университета.
Используемая литература: Чехов М.П., Вокруг Чехова: Встречи и впечатления,- М.: Моск. Рабочий, 1980. Бердников Г.П., Чехов, Издание 2-е.,- М.: Мол. гвардия, 1978. Под редакцией Катаева В.Б., Спутники Чехова,- М.: издательство Московского университета, 1982.