Перевезенцев С. В.
Биографические сведения Рѕ Сексте РРјРїРёСЂРёРєРµ (II–III РІРІ. РЅ.СЌ.) практически отсутствуют. Например, известно, что учителем Секста РРјРїРёСЂРёРєР° был некий Геродот. Однако кем был сам Геродот — неизвестно. Неизвестно РіРґРµ Рё РєРѕРіРґР° родился Секст РРјРїРёСЂРёРє, РіРґРµ жил, был ли греком или римлянином. Даже РёРјСЏ мыслителя нам ничего РЅРµ объясняет. “Sextus” (“шестой”) — слово латинское, РЅРѕ РІ те времена Рё РјРЅРѕРіРёРµ греки носили СЂРёРјСЃРєРёРµ имена. “Рмпириками” РІ Р РёРјСЃРєРѕР№ империи называли врачей, следовательно Секст был врачом. РќРѕ РІ отношении самого мыслителя слово “Рмпирик” уже давно перестало обозначать просто “врач”, Р° давно стало его прозвищем, вошедшим РІ состав его имени. В
Перу Секста РРјРїРёСЂРёРєР° принадлежит РґРІР° цикла произведений, написанных РЅР° греческом языке: “Пирроновы положения” Рё “Против ученых”. Впрочем, так как РєРЅРёРіР° “Против ученых” состоит РёР· нескольких глав, логически разбивающихся РЅР° РґРІРµ части, то некоторые исследователи считают Секста РРјРїРёСЂРёРєР° автором трех РєРЅРёРі: “Пирроновы положения”, “Против догматиков” Рё “Против представителей отдельных наук”. РџРѕРјРёРјРѕ того, что Секст РРјРїРёСЂРёРє излагает РІ этих книгах СЃРІРѕРё собственные взгляды, его сочинения обладают еще РѕРґРЅРёРј замечательным качеством — РѕРЅРё являются важнейшим источником РїРѕ истории всей античной философии, РёР±Рѕ, опровергая СЃРІРѕРёС… предшественников, Секст РРјРїРёСЂРёРє РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ излагает РёС… взгляды. Более того, философские воззрения РјРЅРѕРіРёС… античных мыслителей дошли РґРѕ нас только РІ пересказе Секста РРјРїРёСЂРёРєР°.
Секст РРјРїРёСЂРёРє был РѕРґРЅРёРј РёР· последних представителей философии скептицизма РІ античном РјРёСЂРµ. Традиция философии скептицизма РґРѕ Секста РРјРїРёСЂРёРєР° насчитывала уже шестьсот лет, Р° основателями этого философского направления считаются древнегреческие мыслители РџРёСЂСЂРѕРЅ, РўРёРјРѕРЅ Флиунтский Рё Аркесилай (IV–III РІРІ. РґРѕ РЅ.СЌ.). В
Суть учения скептицизма состоит РІ том, что скептики, указывая РЅР° относительность человеческого познания, считали недоказуемой любую философскую систему. Секст РРјРїРёСЂРёРє утверждал, что недоказуемой является РЅРµ только любая философская система, РЅРѕ даже его собственные аргументы против догматических философов недоказуемы Рё неубедительны. Рменно поэтому Секст РРјРїРёСЂРёРє, как считают исследователи, является создателем учения абсолютного скептицизма.
РћРґРЅРѕР№ РёР· главных целей философствования Секста РРјРїРёСЂРёРєР° является достижение невозмутимости. РџРѕ мнению мыслителя, истинный мудрец РЅРё Рє чему РЅРµ привязан, ничего РЅРµ любит, РєРѕ всему безразличен Рё ничем РЅРµ бывает взволнован. Поэтому РІСЃРµ наслаждения Рё страдания жизни, РІСЃРµ утверждения Рё отрицания для него совершенно безразличны. Даже понятие счастья безразлично для истинного скептика. Еще РѕРґРЅРѕР№ важной чертой скептицизма Секста РРјРїРёСЂРёРєР° можно считать то, что РѕРЅ РЅРµ был создателем только отрицательных суждений. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, РѕРЅ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ утверждал — “все ложно”. Р’ то же время, РІ скептицизме нет Рё РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ положительного утверждения, С‚.Рµ. РЅРµ доказывается истинность каких-либо суждений. Секст РРјРїРёСЂРёРє подчеркивал, что для истинного скептика РІСЃРµ РЅР° свете одинаково ложно Рё одинаково правдиво. Даже его собственное суждение тоже РІ одинаковой степени Рё истинно, Рё ложно, поэтому сам мыслитель “воздерживается” РѕС‚ своего суждения. Секст РРјРїРёСЂРёРє РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ том, что РѕРґРЅРё философы что-то утверждают, РґСЂСѓРіРёРµ что-то отрицают, Р° скептики ничего РЅРµ утверждают Рё ничего РЅРµ отрицают, РЅРѕ только еще ищут: “Рщут же скептики”.Причиной “скептических” выводов Секста РРјРїРёСЂРёРєР° стало признание того факта, что РІСЃРµ вещи постоянно изменяются, имеют изменчивую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ. Следовательно, человек РЅРµ может уловить, помыслить Рё даже назвать никакую вещь, сущность вещи недоступна человеческому познанию. Рђ раз так, то скептик РЅРµ только РЅРµ знает сущности вещи, РЅРѕ Рё РЅРµ хочет ее знать, РёР±Рѕ РІСЃРµ равно РЅРµ познает. РќРѕ подобный тезис РЅРµ означает, что человек РЅРµ может мыслить или говорить Рѕ вещах. Рли же то, что вещь РЅРµ обладает сущностью. Рассуждения Рѕ вещах Рё сущности вещей нисколько РЅРµ возбраняются, только следует помнить, что, рассуждая Рѕ вещах, человек, РЅР° самом деле, рассуждает Рѕ явлениях вещей, Р° РЅРµ Рѕ самих вещах Рё РёС… сущностях. Таким образом, человек рассуждает, мыслит Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ кажущемся бытие. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, человеку РЅРµ следует себя обманывать, что РѕРЅ способен познать РјРёСЂ — РѕРЅ способен познать только явления РјРёСЂР°, только то, что ему кажется.Рменно поэтому Секст РРјРїРёСЂРёРє постоянно “воздерживается” РѕС‚ суждений, что считается РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых характерных черт учения скептицизма. РќР° самом деле, Секст РРјРїРёСЂРёРє суждения высказывает Рё часто очень категоричные. РќРѕ проблема РІ том, что сами его суждения — это тоже лишь “кажущиеся” суждения, которые РЅРё РІ коем случае РЅРµ являются РЅРё истиной, РЅРё ложью. Более того, само высказывание суждения РЅРµ есть суждение РїРѕ существу, Р° только то, что “кажется” высказыванием.Подобный метод мышления переносится скептиками Рё РІ сферу этики. Учение Рѕ всеобщей кажимости Рё Рѕ всеобщем воздержании Сѓ скептиков ничего общего РЅРµ имеет СЃ отрицанием жизни, СЃ СѓС…РѕРґРѕРј РёР· РјРёСЂР°. РџРѕ мнению Секста РРјРїРёСЂРёРєР° жить РІ соответствии СЃ явлениями жизни, С‚.Рµ. РІ соответствии СЃ тем, что кажется, Р° РЅРµ есть РЅР° самом деле, РёР±Рѕ то, что есть РЅР° самом деле, нам неизвестно. Поэтому Секст РРјРїРёСЂРёРє, РІ принципе, отказывается судить Рѕ “хорошем” Рё “плохом”, РёР±Рѕ, даже испытывая тягости Рё страдания, скептик РїСЂРё этом РєРѕ всему равнодушен Рё совершенно ничего РЅРµ оценивает РІ хорошем или плохом смысле. Скептики, как Рё РІСЃРµ люди, живут Рё мыслят, РѕРЅРё имеют дело Рё СЃ РґРѕР±СЂРѕРј Рё СЃРѕ злом, РЅРѕ отказываются выражать СЃРІРѕРµ мнение РѕР± этом.