Русский композитор, родился 20 мая 1804 г. в семье помещика в селе Новоспасском (ныне Ельнинского района Смоленской области). Основоположник русской классической музыки. С 1817 г. жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В.К.Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж.Филда и Ш.Майера, на скрипке - у Ф.Бема; позднее уился пению у Беллоли, теории композиции - у З.Дена.
Р’ 20-Рµ РіРѕРґС‹ XIX РІ. пользовался известностью Сѓ петербургских любителей музыки как певец Рё пианист. Р’ 1837 - 39 РіРі. капельмейстер РџСЂРёРґРІРѕСЂРЅРѕР№ певческой капеллы. Посетил Рталию (1830 -33), Берлин (1833 -34, 1856 - 57), Париж (1844 - 45, 1852 - 54), Рспанию (1845 - 47), Варшаву (1848, 1849 - 51). Овладение опытом отечественной Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ музыкальной культуры, воздействие идей, распространившихся РІ период Отечественной РІРѕР№РЅС‹ 1812 Рі. Рё подготовки восстания декабристов, общение СЃ выдающимися представителями литературы (Рђ.РЎ.Пушкин, Рђ.РЎ.Грибоедов Рё РґСЂ.), искусства, художественной критики способствовали расширению РєСЂСѓРіРѕР·РѕСЂР° композитора Рё выработке новаторских эстетических РѕСЃРЅРѕРІ его творчества. Народно-реалистическое РїРѕ своей устремленности творчество Глинки оказало влияние РЅР° дальнейшее развитие СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ музыки.
Р’ 1836 Рі. РЅР° сцене петербургского Большого театра была посставлена героико-патриотическая опера Глинки "Р–РёР·РЅСЊ Р·Р° царя" ("Рван Сусанин") РїРѕ либретто Р“.Р¤.Розена. Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина - патриота, величие характера, мужество Рё несгибаемую стойкость народа. Р’ 1842 Рі. РІ том же театре состоялась премьера оперы "Руслан Рё Людмила". Р’ этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись СЃРѕ сказочной фантастикой, СЏСЂРєРѕ выраженные СЂСѓСЃСЃРєРёРµ национальные черты СЃ восточными мотивами (отсюда ведет начало ориентализм РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ классической опере) Переосмыслив содержание шутливой, ироничной юношеской РїРѕСЌРјС‹ Пушкина, взятой РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ либретто, Глинка выдвинул РЅР° первый план величавые образы Древней Р СѓСЃРё, богатырский РґСѓС… Рё многогранную эмоционально богатую лирику.
Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. "Жизнь за царя" - народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с наряженным, действенным музыкально-драматическим развитием. "Руслан и Людмила" - волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких и замкнутых вокально-симфонических сцен с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Нестора Кукольника "Князь Холмский" (первая постановка 1841 г., Александринский театр, Петербург).
Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выразилось в сценической музыке (увертюра "Руслана и Людмилы") и в симфонических пьесах.
"Вальс - фантазия" для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856РіРі.) - первый классический образец СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ симфонического вальса. "Рспанские увертюры" - "Арагонская хота" (1845) Рё "Ночь РІ Мадриде" (1848, 2-СЏ ред. 1851) - положили начало разработке испанского музыкального фольклора РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ симфонической музыке. Р’ скерцо для оркестра "Камаринская" (1848) синтезированы богатства СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной музыки Рё высочайшие достижения профессиональнаго мастерства.
Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности фундамента глинкинской мелодики, - также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. "Не пой, красавица, при мне", "Я помню чудное мгновенье", "В крови горит огонь желанья", "Ночной зефир"), Жуковского (балллада "Ночной смотр"), Баратынского ("Не искушай меня без нужды"), Кукольника ("Сомнение" и цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом").
Глинка создал около 80-ти произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли и упражнения, хоры.
Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинки - композитора и вокального педагога - сложилась русская вокальная школа.
Умер Рњ.Р.Глинка 3 февраля 1857 Рі. РІ Берлине.