(1825-1899)
Роганн Штраус-сын родился РІ Вене РІ 1825 РіРѕРґСѓ. Его отец, тоже Роганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, Рё РІ конце концов именно РЅР° музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, РїСЂРё необходимости сам сочинял, стал знаменит Рё получил титул "короля вальса". Штраус-отец РјРЅРѕРіРѕ гастролировал СЃРѕ СЃРІРѕРёРј ансамблем - выступая РІ Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. РЎРІРѕРёРјРё вальсами РѕРЅ оказывал магическое действие РЅР° публику - даже такие маэстро, как Лист Рё Берлиоз выражали ему СЃРІРѕРµ восхищение.
Почти 10 лет семья Роганна Штрауса кочевала РёР· РѕРґРЅРѕР№ венской квартиры РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ, Рё почти РІ каждой РёР· РЅРёС… появлялся РЅР° свет ребенок - сын или дочка. Дети росли РІ атмосфере, насыщенной музыкой, Рё РІСЃРµ были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал РЅР° РґРѕРјСѓ, Рё маленький Роганн внимательно следил Р·Р° происходящим. РћРЅ рано стал учиться РЅР° фортепьяно, пел РІ церковном С…РѕСЂРµ. РЈР¶Рµ РІ шесть лет РѕРЅ наигрывал СЃРІРѕРё собственные танцы. Однако РЅРё отец, РЅРё мать РЅРµ желали музыкальной будущности СЃРІРѕРёРј детям.
Тем временем жизнелюбивый отец стал жить РЅР° РґРІРµ семьи, Рё Рє семи детям РѕС‚ первого брака Сѓ него прибавилось еще семь. Отец был для Роганна РєСѓРјРёСЂРѕРј, Рё РІСЃРµ-таки юноша лелеял мечту РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ подняться еще выше. Официально РѕРЅ числился РІ Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием РёРіСЂС‹ РЅР° фортепьяно, РѕРЅ отдавал РёС… Р·Р° СѓСЂРѕРєРё РёРіСЂС‹ РЅР° СЃРєСЂРёРїРєРµ. Попытки Р¶Рµ родителей пристроить его Рє банковскому делу успеха РЅРµ имели.
Наконец РІ СЃРІРѕРё девятнадцать лет Роганн Штраус собрал небольшой ансамбль Рё получил РІ венском магистрате официальное право зарабатывать РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 РіРѕРґР° РІ качестве капельмейстера Рё композитора РІ знаменитом казино РІ предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса СЃ собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само СЃРѕР±РѕР№ разумеется, что РІСЃРµ увидели РІ честолюбивом сыне конкурента отцу.
На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын". Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.
Летом 1854 РіРѕРґР° Рє Р.Штраусу явились СЃ деловым предложением представители СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ железнодорожной компании, владевшей РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕР№ линией, связывавшей РЎ.-Петербург СЃ Царским селом Рё Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј оркестром РІ роскошном Павловском вокзале Рё РІ парке, РіРґРµ располагались дворцы царя Рё великого РєРЅСЏР·СЏ Константина. Деньги предлагались немалые, Рё Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 РіРѕРґР° начался его первый сезон РїРѕРґ СЂСѓСЃСЃРєРёРј небом. Публика сразу Р¶Рµ была покорена его вальсами Рё польками. РќР° его концертах бывали члены императорской семьи. Р’ Вене Р¶Рµ Штрауса РЅРµ без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер Рё композитор.
Р’ Р РѕСЃСЃРёРё Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел РІ Вене, женившись РІ августе 1862 РіРѕРґР° РЅР° Етти Трефц, СѓР¶Рµ имевшей РґРѕ него трех дочерей Рё четырех сыновей. Рто ничуть РЅРµ помешало ей стать РЅРµ только его возлюбленной, РЅРѕ также РјСѓР·РѕР№, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. РџСЂРё ней Штраус еще выше вознесся Рё еще больше окреп РґСѓС…РѕРј. РќР° летний сезон 1863 РіРѕРґР° Етти вместе СЃ мужем поехала РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ... Стараясь РЅРµ отставать РѕС‚ Йозефа, Рє тому времени ставшего РІ Вене известным композитором, Роганн Штраус создает СЃРІРѕРё шедевры - вальсы "Голубой Дунай" Рё "Сказки Венского леса", РІ которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная РёР· мелодий самых разных наций, ее населяющих. РЎ братом Р¶Рµ Роганн выступает РІ Р РѕСЃСЃРёРё летом 1869 РіРѕРґР°, РЅРѕ РґРЅРё того сочтены - крайнее переутомление РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє неизлечимой болезни Рё РІ июле 1870 РіРѕРґР° сорокатрехлетний Йозеф умирает. Как Рё отец, РѕРЅ словно передал Роганну венок своей собственной славы.
Р’ 1870 РіРѕРґСѓ венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. РќР° это его подвигла честолюбивая жена. Рвправду, Штраусу надоело "пиликанье" вальсов Рё РѕРЅ отказался РѕС‚ должности "дирижера придворных балов". Рту должность займет третий его брат - Рдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса РїРѕРґ названием "РРЅРґРёРіРѕ Рё СЃРѕСЂРѕРє разбойников" публика приняла РЅР° СѓСЂР°. Третьей Р¶Рµ опереттой композитора стала знаменитая "Летучая мышь". Поставленная весной 1874 РіРѕРґР°, РѕРЅР° сразу Р¶Рµ полюбилась венцам. Композитор одолел еще РѕРґРёРЅ Олимп. Теперь РѕРЅ был признан РІРѕ всем музыкальном РјРёСЂРµ, однако продолжал работать РІ лихорадочном темпе Рё СЃ огромным напряжением. Успех Рё слава так Рё РЅРµ избавили его РѕС‚ страха, что однажды РјСѓР·Р° покинет его, Рё РѕРЅ больше ничего РЅРµ сможет написать. Ртот баловень СЃСѓРґСЊР±С‹ был вечно недоволен СЃРѕР±РѕР№ Рё полон сомнений.
Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой "городской дворец", живет в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова на коне.
После оперетты "Ночи РІ Венеции" РѕРЅ пишет своего "Цыганского барона". Премьера этой оперетты 24 октября 1885 РіРѕРґР° накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, Р° затем началось ее триумфальное шествие РїРѕ всем крупным театрам Германии Рё Австрии. РќРѕ Штраусу СѓР¶Рµ Рё этого было мало - душа его требовала РґСЂСѓРіРѕРіРѕ музыкального простора, РґСЂСѓРіРѕР№ сцены - оперной. РћРЅ внимательно следил Р·Р° музыкальными тенденциями своего времени, учился Сѓ классиков, РґСЂСѓР¶РёР» СЃ такими маэстро, как Роганн Брамс Рё Ференц Лист. Ему РЅРµ давали РїРѕРєРѕСЏ РёС… лавры, Рё РѕРЅ решил одолеть еще РѕРґРёРЅ Олимп - оперный. РћС‚ этой затеи его РЅРµ без труда отговорил Брамс Рё, пожалуй, был прав. РќРѕ отсюда следует Рё РґСЂСѓРіРѕРµ - Роганн Штраус как настоящий С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє РЅРµ РјРѕРі РЅРµ искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.
Рвсе-таки для Штрауса это был крах некой мечты. После этого творчество композитора резко пошло по нисходящей. Его новая оперетта "Венская кровь" не понравилась публике и выдержала лишь несколько представлений. В октябре 1894 года Вена торжественно отмечала 50-летие дирижерской деятельности "короля вальсов". Сам же Штраус прекрасно понимал, что это всего лишь ностальгия по старым добрым временам, от которых в воздухе почти ничего не осталось. В дверь стучался суровый двадцатый век.
Последние годы жизни Штраус провел уединенно, прятался в своем особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" его уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление легких. 30 июня 1899 года Штраус умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны.