Максимилиан Волошин (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин)
16 (28).V.1877 - 11.VIII.1932
Максимилиан Волошин - СЂСѓСЃСЃРєРёР№ РїРѕСЌС‚-символист, художественный критик, художник-акварелист. Его предками РїРѕ отцовской линии были запорожские казаки, Р° РїРѕ материнской - обрусевшие немцы. Волошин родился РІ Киеве, учился РІ Феодосии Рё РњРѕСЃРєРІРµ, РЅР° юридическом факультете университета. Путешествовал РїРѕ Памиру, Египту, Северной Африке; пешком РїРѕ Европе - Германии, Швейцарии, Рспании, РІРѕРєСЂСѓРі Средиземного РјРѕСЂСЏ.
В 1901-1916 гг. жил в Париже, писал блестящие по остроте мысли и красоте стиля статьи:
1. Вместе СЃ Р•. Кругликовой занимался живописью РІ парижской мастерской Дж. Уистлера. Р’ 1916 Рі. Волошин переехал РІ Коктебель (Крым), РіРґРµ его историческое мышление питалось следами древних цивилизаций скифов, греков, генуэзцев. РћРЅ отметил РІ автобиографии: "Рсторическая насыщенность Киммерии Рё строгий пейзаж Коктебеля воспитывают РґСѓС… Рё мысль... РЇ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РїРѕ тропам Тамерлана... Здесь настигли меня Ницше Рё "РўСЂРё разговора" Р’Р». Соловьева".
2. В построенном им самим "Доме поэта" Волошин занимался поэзией и теософией. М. Цветаева писала про Волошина, что ему "Было много тысяч лет... В его мастерской - огромная голова египетской царицы Таиах... Его собственное происхождение - Германия, стремления - на Восток, но .... головой, обернутой на Париж"
3. В акварельной живописи Волошин развивал тему и стиль "эпического" пейзажа Киммерии, впервые открытые К. Богаевским. Первый поэтический сборник Волошина был также иллюстрирован киммерийскими пейзажами Богаевского (1910). Волошин участвовал в выставках "Мира искусства", свои акварели он дополнял стихотворными надписями.
РќР° его индивидуальный стиль оказали влияние французские импрессионисты Рё СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРµ искусство, которое РѕРЅ изучал РІ Париже. Увлечение античностью, экзотикой Древнего Востока, теософией Р . Штайнера, сочеталось РІ Волошине СЃ необычайной широтой мышления, космополитизмом РІ лучшем, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј смысле этого слова. Р. Голлербах назвал Волошина "человеком большого стиля", РЅРѕ еще лучше характеризуют поэта его собственные, ставшие знаменитыми строки:
Все видеть, все понять,
все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Волошин писал Рѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј Рё французском искусстве, Рѕ живописи, театре, РїРѕСЌР·РёРё. Ему принадлежит первая монография Рѕ Р’. РЎСѓСЂРёРєРѕРІРµ, опубликованная только РІ 1985 Рі., статья Рѕ Р. Репине, РёР·-Р·Р° которой РѕРЅ претерпел множество неприятностей, очерк РѕР± РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё, незавершенная РєРЅРёРіР° "Дух Готики" (1912-1913).
Универсальная одаренность, доброта, остроумие Рё колоритная внешность: "львиная РіСЂРёРІР° - греческая голова... Р±РѕСЃРёРєРѕРј... Рё... РЅРµ хитон, Р° балахон" (Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов "серебряного века". Р’ "Коктебель Рє Волошину" съезжались РјРЅРѕРіРёРµ поэты, философы, художники. "РР· теста изваянный Зевс", - сказал РїСЂРѕ него Р’. Хлебников.
Первой женой Волошина в 1906-1907 гг. была художница и поэтесса М. Сабашникова. Похоронен Волошин, по его просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты. "Он был Посвященный... Может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется - неизвестно кем положенная - мантия розенкрейцеров".
4. А пока, по обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.