Если в Москве остался хоть один автомобилист, надеющийся, что при его жизни столичные жители лишатся проблемы пробок, значит, среди нас еще остались неиспорченные мечтатели и у Пауло Коэльо есть для кого писать, а Эдуарда Асадова есть кому читать. Большинство уже, конечно, давно привыкло к тому тошнотворно-тревожному чувству, с которым приближаешься к очередному “проблемному” месту дороги, а поминутные судорожные движения наподобие фрикций превратились в бытовую “обязаловку” для каждого обладателя четырех колес.
Бороться с пробками бессмысленно, под них можно только подстроиться и в некотором роде полюбить их, наслаждаясь чувством замирания времени и никем не нарушаемого одиночества. Правда, вскоре после того, как мы все окончательно свыкнемся с этой городской патологией, находчивые предприниматели немедленно найдут способы развлечь нас во время сидения в автомобиле. Зарождение “пробочной” индустрии не за горами. Пока же предлагается довольствоваться почти “самопальным” встроенным в авто компьютером с беспроводной клавиатурой, бесполезной навигацией, еще более бесполезным КПК и множеством извращенных способов подключения MP3-плееров к аудиосистеме. Многим, кстати, все это помогает, скорее, правда, психологически.
Если физически решить проблему многочасовых подергиваний руками и ногами и потери чувствительности пятой точкой и спиной можно путем различных гимнастик, то с психикой все сложнее. Как говорит психолог Мария Стывкина, стрессу в пробках более всего подвержены по натуре тревожные люди, которые не переносят чувство неопределенности и беспомощности. Подобный дискомфорт, пережитый многократно, да еще и в ограниченном пространстве, может привести к проявлению немотивированной агрессии и возникновению неврозов, предшественников серьезных заболеваний. Активным и подвижным людям стоит чаще брать попутчиков, путешествовать с друзьями, сотрудниками и членами семьи. В Рунете сейчас появилось множество сайтов, где можно найти себе попутчика, который еще вдобавок возместит часть затрат на бензин.
Главное же в поддержании психической стабильности – работа над собой: научиться воспринимать ситуацию такой, какая она есть, и переживать пробку, как томительное ожидание мужа из командировки или сонливое ожидание своей очереди в паспортный стол. Идеальным вариантом для коротания времени в пробке является обдумывание и анализ жизненных событий и проблем, на что времени или сил не хватало.
Психотерапевт Галина Клейн также советует в пробке поговорить о чем-то серьезном со своими детьми. В замкнутом пространстве, где некуда деться и нет других занятий, кроме разговоров, ситуация располагает к обстоятельной и вдумчивой беседе. В целом Г. Клейн рекомендует рассматривать пробку как неизбежную реальность, как каприз природы и ни в коем случае не заострять на этом свое внимание. Естественно, автомобиль, символизировавший до недавнего времени свободу передвижения и ставший в пробке своеобразной тюрьмой, может вызвать раздражение, фрустрацию и обострить другие внутренние проблемы человека. С этим бороться бесполезно, важно правильно это принять.
Ну а пока в пробках продают только то, что никому не нужно, водители вынуждены развлекать себя сами. Из самых пристойных занятий можно перечислить следующие:
Чистка и уборка в автомобиле: надо же наконец разобрать бардачок.
Прослушивание аудиокниг. Полезно во всех отношениях.
Приведение себя в порядок: бритье, чистка ботинок, маникюр. Позволяет с утра поспать подольше.
Расслабление на массажной подстилке на сидении. Подстилка – штука приятная.
Громкое пение для избавления от излишней энергии.
“Дикторская” гимнастика или занятия с эспандером. Тоже какая-никакая польза.
Изучение социальных закономерностей методом рассматривания соседей по несчастью. Кстати, говорят, сейчас в пробках стало модно знакомиться.
Можно настраивать новые станции на магнитоле.
Полезным является изучение всех функций мобильного телефона и звонки забытым друзьям.
Вязание носков.
Автопроизводителям, кстати, можно было бы и задуматься над разработкой специальных “пробочных” пакетов комплектации своих машин. Вот что совсем не помешало бы попавшим в пробку:
Велотренажер, который бы выдвигался над педалями, пока автомобиль неподвижен.
Возможность проецирования диафильмов на лобовое стекло.
Автомобильное ICQ, по которому можно общаться с другими водителями.
Робот-попутчик, готовый поддержать любой разговор, посочувствовать и умеющий зачитывать вслух новости из Интернета.
Автопилот и кресло водителя, превращающееся в кровать.
Елизавета Бадалова
www.autonews.ru