В целом по России на 1000 жителей приходится 300 автомобилей, то есть почти каждый третий передвигается на колесах. В Европе автомобилем владеет каждый второй, а в Америке – почти каждый. “Отсталой” в этом смысле России все равно приходится глотать выхлопные газы. Москве и того хуже – нагонять мировые показатели ей приходится в одиночку, и справляться со всеми сопутствующими осложнениями, в том числе и экологическими последствиями, она тоже вынуждена самостоятельно.
В Москве одновременно газуют 300 тыс. авто Мосгордума предлагает ограничить въезд в центр В Лондоне за машинами следят видеокамеры Автобусы хотят сделать экологичнымиОдновременно в середине дня на улицах Москвы находится около 300 тыс. транспортных средств с заведенными двигателями. В Департаменте природопользования и охраны окружающей среды бьют тревогу и добавляют, что каждый день в город въезжает 400 тыс. автомобилей, зарегистрированных за пределами столицы.
Всего полгода осталось до введения экологической нормы “Евро-3”, хотя ресурс законопроекта о “Евро-2” еще не исчерпан. Пока ограничение с индексом 2 распространяется только на ввозимые на территорию России автомобили, не касаясь экологически недружелюбных авто, купленных внутри страны. Вполне логично, что власти столицы обратили внимание на экологию. Во-первых, это сделано накануне выборов, а во-вторых, они решили задействовать уже существующий законодательный механизм для регулирования движения в перенаселенном городе.
Мосгордума предложила ввести ограничение на въезд в центр города, а также в другие наиболее загрязненные районы Москвы транспорта, чей выхлоп не соответствует стандарту “Евро-2”. По статистике зарегистрированных в столице автомобилей, под запрет попадает 73%, то есть примерно 2 миллиона транспортных средств. Экологическая же карта Москвы затемнена вредоносными выбросами в районе Центрального, Южного и Восточного округов, где функционируют крупные грязные промышленные предприятия. А это означает, что в эти неблагополучные по экологии районы не сможет попасть большая часть автомобилистов.
Вполне вероятно, что экология – всего лишь благородный предлог и главный принцип разделения автомобильного сообщества, такой же, как четные и нечетные номера, служащий инструментом для сокращения пробок в центре. Однако в данный момент будут рассматриваться только варианты реализации этой идеи, о санкциях для нарушителей пока говорить рано. Тем не менее, известно, что использовать в качестве модели для подражания у нас будут опыт ограничения движения в Лондоне и Сингапуре.
В Великобритании, как и во многих европейских странах, все наблюдение за дорогами доверено видеокамерам, которые фиксируют номера и марки автомобилей нарушителей. Именно поэтому введение нового запрета ничуть не прибавило английским полицейским работы. Московские власти намерены пойти тем же путем, развесив камеры на въездах в экологически неблагоприятные районы, а затем рассылая штрафы нарушителям. Правда, каким образом камера будет определять экологичность автомобиля – непонятно.
Так, в Сингапуре все автомобили снабжены микрочипами, на которых записана вся информация об автомобиле, а электронная городская система со специальными считывающими устройствами анализирует все передвижения жителей города и выявляет нарушителей того или иного закона, в том числе и тех, кто пересекает границу “зеленого” района. У нас же введение такой системы даже не стоит в ближайших планах столичных властей.
Кроме личного автотранспорта, серьезным источником загрязнения является и общественный транспорт. Но пока законодательно предписана только закупка новых автобусов, соответствующих экологическим стандартам “Евро-2”. Сколько продержатся на наших дорогах старички автопарков с чадящими моторами – неизвестно.
Соответственно, к 2008 году автопарк будет постепенно переводиться на “Евро-3”, а купленные сейчас машины с двигателями “Евро-2” будут портить воздух до тех пор, пока не пойдут на слом.
Если же дело действительно дойдет до снабжения всех автомобилей сертификатами экологических стандартов, то, скорее всего, водителям придется выстроиться в очередь в сертификационные компании. Сейчас для того, чтобы ввезти в Россию подержанный автомобиль, надо получить документ, удостоверяющий его определенный уровень воздействия на атмосферу, такой сертификат стоит около 3 тыс. рублей.
Елизавета Бадалова
www.autonews.ru