ВРАГ №1
Оказывается, сидение — одно из самых вредных занятий для человеческого организма. И что теперь делать — ведь стоя или лежа машиной не поуправляешь...
Многие считают: худшее, что можно заработать неправильной осанкой — боли в спине. Но, как выясняется, дела обстоят не совсем так. Вкратце ситуация выглядит следующим образом. Когда человек сидит, ослабляются мышцы брюшного пресса, вследствие чего спина становится круглой. При этом происходит сдавливание внутренних органов, в первую очередь дыхательной и пищеварительной систем, увеличивается нагрузка на позвонки и межпозвоночные хрящи.
Результат плачевный: болезненные ощущения в пояснице, быстрое утомление, головная боль, спазмы. В перспективе (и не такой уж дальней) — «букет» хронических заболеваний.
Получается, люди, которым приходится регулярно водить автомобиль, постоянно наносят вред своему организму, а врачи, по мере сил, борются с последствиями. Не лучше ли устранить причины?
Немецкие ортопеды организовали «Движение за здоровые спины» и сформулировали ряд рекомендаций для тех, кого беспокоит состояние позвоночника. По мнению специалистов-медиков, водители составляют самую многочисленную группу риска в данной области. И вызвано это расчетом автопроизводителей на потребителя с усредненным телосложением.
Разумеется, можно устанавливать кресла с широким набором регулировок, но это лишние затраты, удорожание продукции... Выходит, спасение от напасти должны взять на себя сами «утопающие».
По каким же критериям выбирается тюнинговое (в данном случае это слово как нельзя кстати) кресло? С точки зрения врачей, сиденья, подходящего сразу всем, не существует, как и универсальной обуви «для всех». Есть два выхода из положения.
Первый состоит в том, чтобы, запасясь терпением, найти сиденье «под себя» методом подбора. Достоинство такого варианта — возможность сэкономить немного денег (хотя это не безусловно). А недостатки... Очень сложно «узнать» искомое кресло, посидев в нем 5 – 10 минут в магазине тюнинговых аксессуаров — требуются большее время и другие условия. В идеале нужно провести «ходовые испытания», длящиеся хотя бы пару дней.
Второй путь, более правильный, но зачастую и более дорогой, — приобрести кресло с широким набором регулировок. Именно их большое количество увеличивает стоимость изделия, а если регулировки снабжены сервоприводами, цена вырастает далеко за 1000 у.е. Зато покупку можно настроить так, что в дороге часами не будешь чувствовать усталость.
Начнем с корректировки формы спинки. Изначально она должна повторять линию «здорового» позвоночника и по высоте быть достаточной для оптимальной поддержки спины.
Особое внимание обратим на район поясничного отдела — на него приходится львиная доля нагрузки при неправильной посадке. На разных моделях и марках сидений регулировка поясничной области различается технически. Есть варианты с изменением геометрии поясничного валика, есть с двигающейся прокладкой, но лучшей является система с подкачкой воздушной подушки, обеспечивающая бесступенчатую регулировку и позволяющая настраивать спинку в широком диапазоне.
Бытует мнение, что основной критерий комфортабельности автомобильного сиденья — степень его похожести на домашнее кресло. Однако не будем забывать, что когда машина проходит поворот, на тело водителя действуют центробежные силы, буквально вытаскивающие его с места и заставляющие «висеть» на руле. Ухудшается контроль над дорогой, значительно возрастает утомляемость. По этой причине очень важна боковая поддержка в автомобильном кресле. Некоторые модели позволяют регулировать ее по ширине, чтобы сидеть было одинаково удобно людям разной комплекции. На спортивных версиях предусмотрена также поддержка плечевого пояса — чтобы пилот не отвлекался от управления машиной.
Несколько слов о подголовнике, несущем весьма важную нагрузку — с точки зрения как безопасности, так и комфорта. Врачи советуют, чтобы подголовник находился вровень с головой водителя, в 3-х – 4-х см от нее, был достаточно жестким и надежным.
Переходим на «этаж» ниже — к «сидушке». От ее конструкции также зависит многое. Форма должна быть эргономически выверенной, обеспечивающей плотное прилегание тела, что необходимо для правильной осанки и исключения соскальзывания вперед при торможении.