В скором времени Ленинградская область, похоже, превратится в европейский анклав, где люди, занятые на заводах иностранных автомобильных компаний, будут жить по другим правилам и законам. В очередной раз пренебрегая золотым правилом “не плевать в колодец, из которого пьешь”, работники завода Ford во Всеволожске объявили забастовку. На этот раз было объявлено, что это бессрочная забастовка, сопровождающаяся полной остановкой производства. Но решимости профсоюза хватило на сутки – профком стачку остановил, переименовав ее из “бессрочной” в предупредительную. Но все равно 300 автомобилей Ford Focus, за которыми покупатели стоят в очередях с прошлого года, не сошли с конвейера и теперь придут к своим покупателям позже.
Как сообщает пресс-служба представительства Ford Russia, решением Ленинградского областного суда забастовка была признана незаконной, но тем не менее профсоюз начал забастовку в ночь на День святого Валентина. При этом, к примеру, многие работники первой смены находились на заводе на своих рабочих местах и были готовы приступить к работе. Возможно, сыграло свою роль то, что в случае признания забастовки незаконной компания вправе подвергнуть работников дисциплинарному взысканию, а представительный орган профсоюза обязан будет возместить убытки за счет своих средств в размере, который определит суд. Однако забастовщики намерены идти до конца и обжаловать решение Ленинградского областного суда уже в Верховном суде.
Производство было остановлено на сутки. После объявления забастовки руководство завода проинформировало профсоюз о готовности продолжить переговоры, но никакой реакции профсоюзных боссов не последовало. В то же время руководитель профсоюза Алексей Этманов обвиняет в несговорчивости руководство завода и обещает возобновить забастовку, прекратив выпуск автомобилей, если контакт не будет установлен.
Спор между сотрудниками завода и работодателями возник в процессе перезаключения трудового договора, предусматривающего повышение заработной платы на 14-20%, введение пособия по выслуге лет и повышение размера выплаты пособия по рождению ребенка. Эти условия, тем не менее, профсоюз не устроили, хотя в случае согласия профкома ежемесячная зарплата на конвейере с учетом повышения составила бы 750 у.е., что нормально даже по европейским меркам.
Пока сложно предположить, сколько времени еще займут войны между профсоюзом и заводом, в ходе которых завод может опять простаивать. Один день простоя обходится компании Ford в 6 млн долларов и сокращает ежемесячные продажи на 3%. Естественно, напрямую это отражается и на длине очередей за “народным авто”. По опыту “итальянских забастовок” 2005 года, когда конвейер не останавливался, а всего лишь были отменены сверхурочные работы, очередь увеличилась на месяц.
В российском представительстве Ford еще до прекращения забастовки были уверены, что “ждунам” – а так называют в народе людей, стоящих в очереди за Ford Focus, – не придется ждать новую машину намного дольше. Частично проблему недопоставок, вызванных стачкой, планировалось решить за счет импорта Focus европейской сборки. Но так называемые “еврофокусы” поставляются к нам только в самых богатых комплектациях, а поэтому вряд ли смогли бы полностью заменить дефицитные отечественные Ford Focus.
Что самое интересное, не били тревогу и дилеры. По их мнению, забастовка никак не скажется на поставках и, соответственно, на длине очередей. Так, в компании “Независимость” нам сообщили, что сроки доставки авто указываются для клиента специально с запасом, и опасности резкого дефицита автомобилей забастовка вызвать не могла.
Уверенность дилеров понятна – ситуация не может продолжаться вечно. Собственно, жизнь их правоту подтвердила. А вот открытая и самонадеянная конфронтация работников с корпорацией может сослужить рабочим недобрую службу. Понятно, что забастовщики руководствуются соображением о том, что в этом регионе спрос на квалифицированную рабочую силу постепенно возрастет, и у компании нет другого выхода, кроме как безоговорочно принять требования профсоюзов. Но умудренное опытом многочисленных европейских забастовок руководство Ford реагирует на проблему спокойно. Если в прошлый раз менеджмент прибегал к помощи внештатных сотрудников, то сейчас, как сообщает пресс-служба, временный наем людей со стороны не предусматривался.
Любая палка, даже если эта палка из Всеволожска, все равно о двух концах. Да, заводу Ford негде брать рабочих, кроме как в самом городе. Но и рабочий не найдет себе места лучше, чем на фордовском заводе. И если простой завода не сильно отразится на его экономике – все равно убытки рано или поздно оплатит покупатель, – то простой рабочего сильно отразится на экономике его семьи. А дети даже у всеволожских рабочих завода Ford почему-то хотят есть каждый день.
Но до тех пор пока ситуация на заводе не урегулирована, говорить о бесперебойности конвейера, увы, не приходится.
Елизавета Бадалова
www.autonews.ru