Страховщиков и автовладельцев ждет обоюдное потрясение. Через три месяца в силу вступит новая редакция закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Очередная реформа в автостраховании снова внесет полную неразбериху в едва начавшее развиваться направление.
Три года действия ОСАГО выявили множество недочетов – о том, что поправки в закон необходимы, говорили давно. Правда, ощутимых подготовительных действий большинство страховых компаний в этом направлении не предпринимало. Вот и сейчас выяснилось, что закон поменяли, а как он будет действовать – не знают сами страховщики.
Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону ОСАГО, которые устанавливают порядок применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (“бонус-малус”). Новый закон вступит в силу через 90 дней после его опубликования.
Система “бонус-малус” (бонусы за безаварийную езду и повышенные тарифы за частые аварии) действует в страховании и сейчас. Все различие в том, что раньше страховая история привязывалась к автомобилю, а сейчас она будет “вешаться” на самого водителя. Большинство считает, что так будет более справедливо. Действительно: в действующем варианте Закона об ОСАГО при смене владельца транспортного средства страховая история “обнуляется”, что выгодно прежде всего неаккуратным водителям. Законопослушный гражданин выплачивает страховые взносы страховой компании, а когда меняет автомобиль, ему приходится начинать страховую историю с чистого листа. Конечно, если ты все это время водил автомобиль без аварий, обидно терять заслуженные льготы по страховке. Депутаты решили: хватит. Если водитель постоянно нарушает правила дорожного движения, то какая разница, на каком автомобиле он будет это делать и дальше? Теоретически жесткие санкции к систематическим нарушителям должны были бы способствовать большей безопасности на дорогах.
Но, видимо, стремительность введения законов – это крест нашей страны. Депутаты все сами решили, а вот страховщиков не спросили. Страховщики честно предупреждают: с новым законом будут проблемы.
Например, непонятно, как именно будет вестись учет аварийности по каждому водителю. Выяснить подлинную историю водителя и его машины страховщику фактически невозможно. “К сожалению, сегодня большая часть страховых компаний, входящих в РСА, вообще не имеет собственной централизованной единой базы данных договоров по ОСАГО, – констатирует первый заместитель генерального директора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров. – Так что, прежде чем приступать к созданию единой базы данных РСА, необходимо пройти первый этап – большинству членов РСА создать собственные базы данных. И этот процесс должен проходить по единым для всех стандартам, иначе как потом создавать единую базу?”
Только вот стандарты эти никто не разработал. Участники рынка подтверждают: депутаты не поинтересовались, в каком виде у страховщиков базы данных, как будет происходит обмен информацией. К тому же единой методики, как будут производиться расчеты нового “бонуса-малуса”, не существует – на ее разработку понадобится время. Этим проблема не ограничивается. В стране сегодня действуют тысячи офисов продаж, десятки тысяч страховых агентов. Сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить базу данных, а затем – обеспечить доступ к ней всех продающих подразделений и агентов по всей стране? – эксперты в этом сомневаются.
Не совсем корректная формулировка новой редакции закона может спровоцировать разночтения и выйдет боком автовладельцам. Упрощенно, в первой редакции сказано, что коэффициент “бонус-малус” действует в отношении владельца “указанного транспортного средства”. Вся новая редакция ограничилась вычеркиванием слова “указанного”, теперь “бонус-малус” действует в отношении “владельца транспортного средства”. Какого именно транспортного средства, в законе не прописано. А если у владельца их, к примеру, пять штук, то ему придется платить повышенный коэффициент за все пять автомобилей.