Автомобилизация Америки не просто стопроцентная, а как минимум 200-300-процентная, ибо машину имеет практически каждый взрослый член семьи. И имеет не только потому, что он ХОЧЕТ её иметь, а потому что без неё он становится «невыездным». Пешком там просто не ходят, не принято. Понятие «общественный транспорт» для провинциальных городов еще существует, а в мегаполисах из этого транспорта функционирует, в основном, метро. Пользуется им публика, не имеющая автомобиля, т.е., практически самые нижние слои населения. А в небольших городках его нет вообще.
По этой причине водить машину ДОЛЖЕН каждый. Соответственно и дороги, и организация дорожного движения, и доступность автомобилей рассчитаны на самого рядового неподготовленного водителя.
Процесс купли-продажи автомобиля занимает считанные минуты и не требует вмешательства полицейских органов. Владелец автомобиля прямо в регистрационном листке автомобиля (вроде нашего ПТС) своей рукой вписывает имя покупателя, цену продажи и расписывается. Покупателю передается эта бумажка вместе с автомобилем – и всё. Стать владельцем авто можно, практически, не вставая с дивана.
А уже потом новый владелец идет в регистрационную контору (гражданскую, не полицейскую) и регистрирует автомобиль. Основное назначение регистрации – уплата налога. Выдадут квиточек-наклейку на регистрационный номер с указанием даты, когда налог закончится. Просрочите – ваши проблемы, и немаленькие. Штраф больше самого налога, помимо мороки. Дадут и сам номер – один, задний. Передний никого не волнует, полиция обычно догоняет сзади. Номера в каждом штате разные. Одинаковый цвет, название и эмблема штата. Поэтому в кино так легко определяют – «да, был тут один с аризонскими номерами». Вообще, номер своему железному другу можно выбрать самому (соблюдения строгих стандартов, кроме размера, для этого не требуется), заказать в жестяной мастерской и гордо разъезжать с вывеской «крейзи рашн», например, над задним бампером. Зачастую такие эксклюзивные номера являются неплохим подарком к какому-нибудь американскому Дню отца. Желательно только убедиться, что этот ваш эксклюзив занесли в базу на автомобиль.
В этой же конторе можно сдать тест на знание ПДД и получить водительские права. Из медицинских параметров проверяется только НАЛИЧИЕ зрения в принципе, этим же клерком в приборчике-окуляре, без всякой медицинской комиссии. Водительские права являются и удостоверением личности, другого удостоверения у американцев, по большей части, нет.
Зарисовка с натуры: около магазина стоит старенький, но ухоженный «фордик» типа нашей «божьей коровки», и хозяйка к нему выходит соответствующая, дама как минимум трижды бальзаковского возраста, с маникюром и прической. Вертикально держится только благодаря товарной тележке. Я думаю – машину ей подарили на совершеннолетие. Служитель магазина помогает ей выгрузить покупки. Не без труда дама усаживается за руль – и едет!
Общественный транспорт города с населением 300 тысяч человек представлен автобусами, которые ходят по расписанию (взять его можно в любом магазине). В расписании рейсы автобусов с платформой для инвалидов выделены особо. Маршруты проложены исключительно по прямой, то есть или только север – юг, или только запад – восток. Улицы в городах расположены так же, и большей частью имеют названия штатов или других общеизвестных наименований. Но если ваш маршрут проходит еще по перпендикулярной улице – то с этим же билетом можно сделать пересадку. Автобусный билет имеет двухчасовое действие, в течение этих двух часов можно объехать половину города с пересадками. А если водитель доверяет вашей совести, а она – не главный ваш недостаток, то с этим билетом можно целый день колесить. У многих проездные, это гораздо дешевле, чем без него при ежедневных поездках. А тинэйджеры, так же как и у нас, умеют по одному проездному впятером проехать.
Каждый автобус имеет впереди «бивни» для крепления велосипедов, поэтому велотурист легко превращается в пассажира. Отдельную плату за велосипед не берут.
|