В редакцию газеты "Известия" обратился житель Северного округа Москвы Сергей Волков с вопросом: может ли он на личные средства установить на дороге "лежачего полицейского"? Иного способа сделать поход своего ребенка в школу через дорогу не столь рискованным для жизни он не видит - пешеходную "зебру" на дороге машины пролетают на безумной скорости. "Известиям" пришлось провести целое расследование, чтобы выяснить: уложить "полицейского" на частные средства можно, но сложно, долго и очень дорого.
- На моей памяти частные лица светофоры и ИДН (искусственная дорожная неровность, в простонародье "лежачий полицейский". - "Известия") в столице еще не устанавливали, - рассказал руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Сергей Попов. - Правда, законом такое спонсорство не запрещено, а следовательно, разрешено. Коммерческие организации с такими просьбами к нам обращаются довольно часто, но у них есть штат сотрудников, поэтому им проще; дело в том, что любые изменения схемы дорожного движения на отдельно взятой улице нужно согласовывать с десятком городских ведомств.
По словам Попова, сложнее и дороже всего поставить в Москве светофор. Прежде всего для этого необходимо разработать проект строительства "светофорного объекта" и заверить его в ГИБДД. Если столичные гаишники сочтут предложение дельным, то проект внесут в программу строительства светофоров города. Программа верстается на год вперед, так что в лучшем случае только на это уйдет года два. Дальше судьба частного светофора будет зависеть от расторопности сотрудников милиции. По закону этот проект нужно согласовать с префектурой, Департаментом земельных ресурсов, Департаментом транспорта и связи, ГУП "Мосгортранс", "Мосэнерго", Центром организации дорожного движения и рядом других ведомств. Только после получения виз всех этих организаций москвич может начинать поиск фирмы, которая, собственно, и будет устанавливать светофор. Правда, и здесь его ждут проблемы. Все светофоры в Москве должны соответствовать единым ГОСТам, а следовательно, поставить на перекресте абы какой "трехглазый регулировщик" никто не разрешит. В среднем установка и покупка подходящего под городские стандарты светофора обойдется частному лицу в три миллиона рублей.
- Положить на проблемном участке дороги ИДН ("лежачий полицейский") несколько проще, - говорит Сергей Попов. - До сих пор в Москве не разработаны ГОСТы и нормы установки ИДН, поэтому сейчас весь процесс регламентирует постановление правительства Москвы № 803 от 11 октября 2005 года. Согласно этому документу решение об установке ИДН принимают местная префектура и районный отдел ГИБДД. Если это искусственное препятствие не будет мешать движению, то предложение о его установке направят на специальную комиссию ОАТИ (объединенная административно-техническая инспекция. - "Известия"), которая смотрит, не планируется ли в районе монтажа ИДН проведение дорожно-строительных работ. При благоприятном стечении обстоятельств разрешение на строительство "полицейского" можно получить за полгода, а укладка двух ИДН (по закону они кладутся только парой - в обе стороны движения) и установка информационных знаков при подъезде к ним стоит около 250 тыс. рублей.
Кстати, чтобы демонтировать ИДН - недовольных ими в столице тоже хватает, - придется пройти ту же процедуру, разве что цена ее будет чуть ниже.
Дешевле всего нарисовать простую "зебру" (пешеходный переход). Себестоимость этой работы - несколько десятков тысяч рублей. Правда, получить разрешение на такое мероприятие в Москве практически невозможно. Для этого необходимо изменить существующую схему движения на всей улице, а новый пешеходный переход занести во все столичные реестры. Связываться с этим в городских ведомствах вряд ли кто-то захочет.
Есть еще один выход - договориться с местным гаишником, который за небольшое вознаграждение одним поднятием палочки будет останавливать поток машин в любое удобное для вас время.