Шины дли езды по зимним дорогам нужно выбирать с высоким профилем и небольшой шириной. Ширина шины влияет на надежность сцепления с дорогой - чем шире покрышка, тем меньше удельное давление колеса на покрытие, а значит, хуже сцепление его с дорогой. Поэтому важно постоянно следить за давлением в шинах, не допуская его снижения и увеличения пятна контакта колеса с дорогой. Долго искать самые узкие шины не имеет смысла - они выпускаются определенных размеров, и для конкретной машины выбирать их придется из двух-трех размеров, не больше. Высокий профиль шины увеличивает ее продольную эластичность, повышает способность сглаживать внезапные боковые удары без потери контакта с дорогой. Низкопрофильная резина, как правило, жестче и потому легче срывается в занос. Нешипованные покрышки. Чем они хороши? Качественная зимняя шина из так называемой "соленой" резины в любых условиях не уступает хорошей шипованной. Во-первых, она более комфортна и не гудит на чистом покрытии. Во-вторых, нешипованная покрышка ровнее работает с разными типами дорожных покрытий. Самое главное - она не провоцирует водителя на превышение скорости, так как он постоянно помнит о возможности срыва колес и ведет себя на дороге осторожнее. Шипованные шины на зимних дорогах делают автомобиль более устойчивым, управляемым. Они позволяют двигаться по скользким дорогам с более высокой скоростью, не нарушая требований безопасности, лучше удерживают машину на заданной траектории движения. У начинающих водителей может возникнуть ощущение, даже уверенность в абсолютном контроле над автомобилем при любом состоянии дорожного полотна. Уверяю вас, что это ощущение ошибочно. Шипованные шины обладают определенным коварством: они провоцируют водителя на превышение скорости. Например, на льду он уверенно контролирует машину, но затем при изменении дорожных условий происходит внезапное и значительное изменение сцепления колес с дорогой, что приводит к срыву в занос. Шипы хорошо "работают" по голому льду, чуть похуже - по ледяной крошке, но еще хуже они ведут себя на чистом асфальте. Здесь сцепление шипованного колеса с дорогой можно сравнить со сцеплением обычной резины со льдом - управляемость автомобиля падает до минимума. Если на такой дороге еще затормозить так, что колеса пойдут юзом, шипы превратятся в полозья коньков, на которых машина помчится еще быстрее, но без желания и участия водителя. Тормозной путь на асфальтобетонном покрытии у автомобиля с шипованными шинами на 20 % больше, чем с нешипованными. При торможении на дороге, покрытой льдом, тормозной путь автомобиля на шипованных шинах уменьшается на 20-25 % по сравнению с обычными. На укатанном снегу их преимущество составляет всего 5-10 %, а на рыхлом снегу тормозной путь обеих шин почти одинаков. При разгоне по ледяной поверхности, укатанному и даже рыхлому снегу шипованные шины имеют небольшое преимущество перед обычными. При троганье с места на мерзлом чистом асфальтобетонном покрытии различия совсем нет - и шипованные шины пробуксовывают, царапая дорожное покрытие. При движении на закруглениях малого радиуса, расположенных на спуске, подъеме или имеющих значительный поперечный уклон, при невысоких скоростях шипы дают преимущество, обеспечивая более уверенное прохождение поворота. Установкой на автомобиль только двух шипованных колес эффекта не добиться - кроме осознания того факта, что вы подготовились к зиме. Если вы решите оставить те, же шины, что были летом, то хотя бы проверьте их состояние: доведите давление до нормы, менее изношенные переставьте на переднюю ось. Подготовка автомобиля к зимним дорогам не может ограничиваться установкой специальных шин. Они, даже самые совершенные, не обеспечат нужного сцепления при неисправных амортизаторах или подвеске. Необходимо провести целый комплекс мероприятий и устранить выявленные неисправности. В условиях гололеда повышаются требования, предъявляемые к амортизаторам. Они должны обеспечивать постоянный контакт колеса с дорогой, без чего эффективность работы любой шины невелика. Неисправный амортизатор сведет на нет все преимущества самой хорошей зимней резины, не даст ей возможности полностью включиться в работу и оказаться полезной настолько, насколько рассчитывает водитель. Необходима тщательная диагностика и регулировка систем питания и электрооборудования двигателя. Зимой он должен работать без провалов и рывков, которые провоцируют срыв колес из-за резкого изменения усилия на них. Рулевое колесо должно поворачиваться из одного крайнего положения в другое без заеданий. Руль должен быть жестким за счет геометрии подвески, а не из-за неисправности механизма. В противном случае трудно будет уловить момент срыва передней оси и своевременно на него среагировать. Углы установки колес перед зимним сезоном нужно проверять обязательно - малейшее отклонение влияет на управляемость машины, что особенно заметно на скользкой дороге. При этом не забывайте о такой характеристике передней подвески, как кастер - угол продольной обкатки колеса. У подвесок типа "Макферсон" это продольный угол наклона передней амортизаторной стойки. Когда угол в норме, возникает усилие, возвращающее повернутые колеса в положение "прямо". Зимой это особенно важно, так как дает четкое ощущение начала срыва колес передней оси, когда потеря усилия на руле служит сигналом для принятия контрмер. Модное веяние приподнимать заднюю часть кузова переднеприводных автомобилей ВАЗ заметно влияет на управляемость и может сказаться на безопасности движения. Михаил Баринов
|