Часто бывает очень трудно, а иногда просто невозможно доказать плагиат. Если это касается, например, незначительных работ, то обворованный автор, как правило, и не пытается восстановить справедливость, ибо как говорится в таких случаях: овчина выделки не стоит. А вот, когда пахнет большими деньгами, можно затеять тяжбу.
Но и здесь не все так просто. Как показывает мировая практика, существует много юридических ухищрений и способов уйти от ответственности. Яркий пример тому иск Джоан Роулинг – автора книг о Гарри Поттере к российскому писателю Дмитрию Емцу, который якобы при написании своих книг о приключениях девочки Тани Гроттер использовал ее идею, сюжет, композицию и т.д. и т.п. На что Д.Емец в суде сказал, что «Таня Гроттер» является пародией на книги Джоан Роулинг, и этого было достаточно, чтобы судьи отклонили иск известной писательницы.
Действительно книги Д.Емца очень «похожи» на книги английской писательницы, но жанры «разные» и это решило исход всего дела.
Другой громкий процесс по поводу плагиата начался 3 апреля 2006 года в Лондоне, где Высокому суду правосудия Великобритании предстояло выяснить, занимался ли автор бестселлера «Код да Винчи» плагиатом. Авторами иска являлись – новозеландец Майкл Бейджент и американец Ричард Ли, выпустившие в 1982 году научно-популярную книгу «Святая кровь и святой Грааль» (The Holy Blood and the Holy Grail).
Бейджент и Ли утверждали, что автор всемирно известного художественного бестселлера «Код да Винчи» (Da Vinci Code) американец Дэн Браун «позаимствовал» некоторые выводы из их работы. Они выдвинули иск к напечатавшей книгу Брауна в Великобритании издательской группе The Random House.
В частности, Бейджент и Ли обвиняли Дэна Брауна в том, что он воспользовался их теорией о том, что у Иисуса Христа и Марии Магдалины были дети…
Но Браун утверждал, что к этой идее он пришел сам, а при работе над «Кодом да Винчи» пользовался несколькими десятками источников, в числе которых была и книга «Священная кровь и святой Грааль».
Однако, один из лучших специалистов в Англии по авторскому праву Пол Херберт в интервью телеканалу «Скай ньюс» сказал, что доказать это будет очень сложно.
«Издатели «Кода да Винчи» скажут, что все, что они сделали, – это взяли основной факт из оригинального произведения – предположение об Иисусе и Марии Магдалене – и сделали из этого роман. Здесь нет факта нарушения копирайта, так в чем же заключается суть претензии?» – сказал он.
К тому же значительная часть претензий Бейджента и Ли была отсеяна в ходе подготовки к слушаниям, и представители The Random House посчитали это хорошим знаком, что «данный иск является бесперспективным».
В этот проект были вложены очень большие деньги «больших» людей, которые сделали все, чтобы не потерять свои барыши. Так оно и вышло, издатели «Кода да Винчи» процесс выиграли, а истцы оплатили миллионные судебные издержки.
Как известно книга Брауна стала основой для сценария фильма, в котором снялись Том Хэнкс и Одри Тоту. Бюджет картины, которой в 2006 году открывал Каннский кинофестиваль, составил 100 млн. долларов. Понятно, что в этом деле был затронут и интерес государственный.
Так дела обстоят у богатых, у них свои проблемы и свои пути их решения. А вот что делать простому журналисту-трудяге, который изо дня в день пишет, не покладая рук, а его еще и обворовывают коллеги-трутни, и у которого просто нет времени заниматься всякими исками?
Так как на родное государство надежды мало, да и хлопотное это дело, судиться, то можно поискать и другие дееспособные организации. Вот, например, несколько лет в сети Интернет на сайте www.ezhe.ru существовала так называемая Доска Позора, куда можно было отправить своего «обидчика».
Вот некоторые положения Закона Доски Позора: «Первое и самое важное, что Вам следует всосать с молоком провайдера: несмотря на похожесть Интернета на гос. стройку времен развитого социализма, заповедь «не укради» никто еще не отменял. Каждая фенечка, каждый текст, даже подборка линков имеют если не автора, то правообладателя. А он, в свою очередь, защищен российским и международным законодательством».
|