Когда человек приближается к пенсионному возрасту, он все чаще задумывается над тем, как будет жить дальше. Дети выросли, сам еще не старик, жить бы да радоваться, а тут и болезни «подоспели», от которых в одночасье не избавишься.
Многие люди, готовясь к уходу на пенсию, покупают жилье взамен старому, причем менее престижное: плата за квартиру растет. Прожить на одну пенсию, согласитесь, не всем легко. Льготы в этой ситуации – большая поддержка. Еще до перестройки человек практически становился «ветераном», имея за плечами 20-летний стаж работы. Люди, отдавшие жизнь работе, заслуживают звания «Ветеран труда», не имея даже особых знаков отличия. Число таких работников должно расти. Решающую роль при присвоении звания должен играть только стаж деятельности на предприятии. Сегодня эти мысли все чаще высказывают пенсионеры.
Однако в последние годы ветераны труда сталкиваются с определенными трудностями. Некоторые из них решают свои проблемы только через судебные органы, так и не сумев доказать чиновникам, что имеют все преимущества на получение этого почетного звания. Чтобы разобраться в сегодняшних проблемах, необходимо заглянуть в недавнее прошлое.
Люди постарше, наверное, знают, что еще в 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «Ветеран труда». Ею награждали трудящихся за многолетнюю работу (за выслугу лет и по старости) как в народном хозяйстве, так и в области науки, культуры, образования и т.д. Но спустя двадцать лет, в 1994 году, был принят закон «О ветеранах». Это звание могли получить те, кто был награжден орденами и медалями СССР и РФ, имел особые знаки отличия. К закону прилагались многостраничные перечисления всевозможных знаков, грамот, дипломов и других ведомственных наград, которые позволяли претендовать на получение ветеранского звания.
Среди этой категории ветеранов затерялись труженики тыла, ветераны труда, которые не меньше других трудились на производстве, но не успели свои заслуги оформить документально. Из регионов пошли письма, адресованные депутатам, с просьбой узаконить присвоение звания «Ветеран труда», обратив внимание на тех, кто выработал стаж на 15 и более лет.
В 1995 году был издан Указ «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда». Право на получение этого звания стали иметь мужчины, достигшие 60 лет (стаж не менее 25 лет), женщины при достижении 55 лет (стаж не менее 20 лет). Этими же правами пользовались женщины, родившие 5 и более детей, матери инвалидов с детства, инвалиды ВОВ и другие инвалиды, приравненные к ним в пенсионном обеспечении.
Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (ст. 11,12) учитывал и иные категории населения в списках работ и профессий, где пенсия назначается при пониженном пенсионном возрасте. Что давал ветерану этот закон? При выходе на пенсию человек сохранял за собой право оставаться членом коллектива, имел возможность улучшить жилищные условия, участвовать в акционировании и приватизации предприятия. За ними оставалось право на пользование поликлиникой при предприятии, санаторное лечение. Хотя многие предприятия все чаще сегодня отказывают ветеранам в помощи, ссылаясь на производственные трудности, но без поддержки родного коллектива еще сложнее выжить. Но и в этом случае ветераны терпеливо ждут, как и прежде, внимания и реального решения их проблем.
Словом, получив на руки удостоверение «Ветеран труда», человек знал, что имеет определенные права, которые гарантируют льготы. Как бы то ни было, до 2005 года люди получали ветеранское звание. Но, когда был принят Федеральный закон №122 «О монетизации льгот», присвоение звания было приостановлено. Стать «Ветераном труда», имея большой стаж работы, невозможно, согласно принятым нормативам.
Серьезную роль сыграли и финансовые трудности. Известно, что этот закон поделил всех получателей льгот на федеральных и региональных. В числе первых: ветераны войны, Герои Союза, России, Труда, блокадники, инвалиды… Свои выплаты они получают из федерального бюджета. Региональные льготники (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий) остались на попечении региональных субъектов, которые и обязаны были определить размеры компенсаций, исходя, естественно, из возможностей. Каждый регион оказался перед фактом самостоятельной заботы о ветеранах. Но отреагировали на такую самостоятельность не везде одинаково.
|