Начало » » » Почему в России в штат тюремной администрации входили православные священники?
Почему в России в штат тюремной администрации входили православные священники?
Среди спецслужб и правоохранительных учреждений России традиционно наибольшее количество священников входило в штат тюремного ведомства. В начале XIX века эта практика получила нормативное закрепление. В мае 1831 года Комитетом министров была утверждена тюремная инструкция, содержащая главу «О церкви», которая подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов. В инструкции четко прослеживалось стремление государства объединить усилия тюремной администрации и священников в воспитании заключенных. Формально священники, дьяконы и псаломщики с этого времени входят в состав тюремной администрации, что было законодательно закреплено в 1887 году, когда их признали официальными должностными лицами аппарата управления мест лишения свободы. С этого времени в России появился самостоятельный институт тюремного духовенства.
Уже в 1911 году в 273 тюремных церквях и 77 церквях, расположенных при тюрьмах, служили 346 священников, 30 дьяконов и 208 псаломщиков. В исправительных арестантских отделениях имелось еще 40 церквей, которые обслуживали 44 священника, 4 дьякона и 30 псаломщиков.
Церковь Читинского острога. В 1828 году в ней венчался декабрист И. Анненков с Полиной Гебль
В отдаленных районах страны тюремные церкви зачастую были единственными храмами в округе, поэтому их прихожанами становились и местные жители. В этом случае, для исключения нежелательных контактов арестантов с посторонними лицами и предотвращения побегов применялись меры, закрепленные специальной инструкцией. Предусматривалась выдача прихожанам именных разрешений (билетов) за подписью и печатью начальника тюрьмы на разовое или постоянное посещение церкви. Заключенные во время богослужений отделялись от остальных прихожан глухой перегородкой или железной решеткой. Когда в церкви кроме заключенных находились только служащие тюрьмы и их семьи, ограничивались устройством барьера или широкого свободного пространства. Обязательно в церкви выставлялся наряд тюремной стражи.
Для религиозно-нравственного воздействия на заключенных использовались не только возможности священнослужителей, но и значительного количества попечительных и патронажных организаций, которым разрешалось работать в местах заключения. На 1 января 1909 г. таковых было более 50. Члены этих организаций проводили в тюрьмах религиозные чтения, снабжали тюремные библиотеки и заключенных религиозной литературой. Так, только представитель Общества попечительного о тюрьмах И.Р. Каргель с 1896 по 1908 гг. посетил места заключения 603 раза и раздал 67780 экземпляров Нового Завета. От попечительных организаций в тюремное ведомство поступали значительные денежные суммы, которые расходовались на церковные нужды и дополнительные выплаты духовенству. Только в 1908 г. на эти цели поступило более 105 тыс. рублей.
Заметное место в воспитательном воздействии на заключенных отводилось тюремным библиотекам. Было определено, что «содержание библиотек с подбором книг духовно-религиозного содержания, организация чтений и устройство духовно-нравственных бесед возлагается на тюремных священников». Зачастую тюремные библиотеки обладали значительным книжным фондом. Так, в библиотеке Александровской каторжной тюрьмы, которой заведовал священник Писарев, в 1909 г. насчитывалось более 4,5 тыс. томов. На приобретение книг в этой тюрьме ежегодно выделялось до 300 рублей из экономических сумм.
Стараниями тюремного духовенства создавались школы для малолетних заключенных и детей стражников. Священники не только заведовали этими школами, но и преподавали в них ряд предметов, в первую очередь - Закон Божий.
Михаило-Николаевская тюремная церковь в праздничном оформлении
Тюремное духовенство активно привлекалось для воспитания у тюремной стражи ревностного отношения к исполнению должностных обязанностей. Для этого использовались различные методы. Так, сложилась практика чествования «юбилеев службы», когда отмечалось 20, 25, 30 и т.д. лет беспорочной службы офицеров, чиновников и нижних чинов стражи. Традиционно празднование начиналось в тюремной церкви, где служили молебен, затем священник выступал с «благодарственным словом» в честь юбиляра. В подарок юбиляру, как правило, преподносилась икона или складень. Такие торжества проходили при большом стечении народа. Зачастую на чествовании заслуженных нижних чинов присутствовали высокопоставленные представители тюремного ведомства, губернской и уездной администраций, епископата. Сообщения о таких празднованиях печатали в местной прессе и журнале «Тюремный вестник».
Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и дру...
Недавно побывав на английских крестинах, ничего необычного, отличного от православных обычаев, я не увидела, кроме одного, что меня поразило больше всего. Священник была... женщина! Будучи крещеной по...
Небольшие американские компании стали чаще нанимать на работу заключенных, стремясь таким образом сократить затраты на персонал, сообщает The Forbes. Кроме того, работодатели в этом случае могут эконо...
Священный синод Русской православной церкви отказался принять в РПЦ Осетинскую и Абхазскую православные церкви, пожелавшие выйти из состава Грузинской церкви, сообщает газета "Коммерсант" 7 октября. Т...
Стоимость машино-места на подземной парковке в недавно построенном многоквартирном доме в центре Нью-Йорка составила абсолютный рекорд для этого города – 225 000 долларов. Как пишет The New York Times...