Начало » » » Существует ли в России церковный суд?
Существует ли в России церковный суд?
Собственные суды имеют многие религиозные конфессии, действующие на территории России, в том числе и Русская православная церковь. Такие суды относятся к категории третейских судов, рассматривающих дела, связанные с внутрицерковной деятельностью и взаимоотношениями, как правило, на основании норм канонического права. Причем, рассматриваются только дела, не относящиеся к юрисдикции уголовного и гражданского судов. Но так было не всегда.
Полномочия церковного суда в Древней Руси были необычайно обширны. По уставам о церковных судах великих князей Владимира и его сына Ярослава, все взаимоотношения в обыденной жизни, которые касались религии, семейных отношений и нравственности, были отданы на рассмотрение церковных судов. Князья установили, что не будут вмешивается в дела, переданные на рассмотрение церкви, введя тем самым разделение церковной и светской судебных систем. По существу, до петровского времени, когда произошло глубокое реформирование всей государственной структуры, судебная власть церкви сохранялась в пределах, определенных еще великим князем Владимиром.
В первую очередь церковь отстаивала свое исключительное право на преследование преступлений против веры, к которым относились:
- совершение языческих обрядов;
- пребывание в ереси и расколе;
- склонение православного к переходу в другую веру;
- осквернение храмов и святынь;
- богохульство, святотатство и поругание православной веры;
- непосещение богослужений, несоблюдение религиозных обрядов и постов;
- занятия волшебством, волхованием, ведовством и др.
Перов В.Г. Спор о вере
Церковь традиционно рассматривала все дела, связанные с браками, супружескими отношениями, взаимоотношениями родителей и детей. Причем она защищала не только права родителей, но и детей. Уже в «Уставе» Ярослава было установлено: «Аще девка не выходит замуж, а отец и мати силою отдадут, а что сотворит над собою, отец и мати епископу в вине, такожде и отрок».
К середине XVII века, когда высшей церковной судебной инстанцией стал Патриарший разряд, в его производстве находились гражданско-правовые дела следующих категорий:
- споры по действительности духовных завещаний;
- тяжбы о разделе наследства, оставленного без завещания;
- тяжбы о неустойках по брачным сговорам;
- споры между женой и мужем о приданом;
- споры о рождении детей от законного брака;
- дела об усыновлениях и о праве наследования усыновленных;
- дела о душеприказчиках, которые женились на вдовах умерших;
- дела по челобитьям господ на беглых холопов, принявших постриг или женившихся на свободных.
Особо рассматривались вопросы, связанные с незаконными браками, разводами и повторными женитьбами. Так, причинами, позволяющими совершить официальный развод, считались: доказанные прелюбодеяния, неспособность к брачному сожитию в дееспособном возрасте, невозможность мужа содержать (прокормить) жену и растрата её приданого. Независимо от воли супругов расторгались незаконные браки, особенно при недозволенных степенях родства и двоеженстве. Вступать в брак позволялось только трижды, при этом, получить разрешения на второй и третий браки было непросто. Регулировалась и половая жизнь супругов, которая категорически запрещалась во время постов. В то же время, обладая деньгами или властью, все эти проблемы можно было легко решить, что и продемонстрировал Иван Грозный.
Репин И.Е. Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре
Естественно, что рассмотрению церковными судами подлежали все внерелигиозные (гражданские) дела, связанные с духовенством. Любопытно, что духовенство чаще стремилось судиться не епископским судом, а светским (княжеским). Митрополиты вынуждены были издавать специальные «запрещающие» грамоты, грозя клирикам отлучением от церкви за обращения с тяжбами в светские суды. Князья и первые цари зачастую поддерживали духовенство своих вотчин и отдельных монастырей, давая «несудимые» грамоты, выводившие их обладателей из-под епископского суда. Конец такой практике положил царь Михаил Романов в 1625 году, дав патриарху Филарету жалованную грамоту, по которой духовенство в тяжбах и между собой, и с мирянами должно было судиться только в Патриаршем разряде. Даже уголовные преступления духовенства, кроме «смертоубийства, разбоя и татьбы с поличным», рассматривались церковными судами.
Недавно побывав на английских крестинах, ничего необычного, отличного от православных обычаев, я не увидела, кроме одного, что меня поразило больше всего. Священник была... женщина! Будучи крещеной по...
После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естест...
В первой части настоящей статьи мы разговаривали о том, как и куда обжаловать решения судов, не вступившие в законную силу. Теперь хотелось бы рассмотреть случаи обжалования решений, уже вступивших в ...
Возможно, кто-то воспринимает венчание как красивую церемонию, которая разнообразит вступление в брак и обеспечит приятные воспоминания. На самом деле, все куда серьезнее. Оставим в стороне споры о су...
Священный синод Русской православной церкви отказался принять в РПЦ Осетинскую и Абхазскую православные церкви, пожелавшие выйти из состава Грузинской церкви, сообщает газета "Коммерсант" 7 октября. Т...