Художественное явление, именуемое ныне японским садом, сформировалось приблизительно в начале X века. С тех самых времен все, кому довелось увидеть настоящий японский сад, искренне восхищаются им. Продуманность композиции, очевидность строгих законов гармонии делают такой сад истинной моделью мироздания.
Изначально сады в Стране восходящего солнца разбивались при синтоистских монастырях. Жизнь монахов проистекала в молитвах и созерцании, а найденный ими способ передать священную силу природы через символические сады позволял раздвинуть рамки монастырской территории: за небольшим прудом стоял целый океан, а холмы воплощали красоту всех горных хребтов планеты.
Дальнейшей эволюции садов способствовал буддизм. Аскетизм буддийской философии породил искусство сухого сада, где с помощью сыпучих природных материалов (песка, гравия) и камней разной формы и фактуры создавались волнующие пейзажи, в которых можно было разглядеть не только модели дикой природы, но и метафорический рассказ о странствиях человеческой души, о превратностях жизни и, самое главное, о способах преодоления этих препятствий.
Для буддиста создание сухой композиции – один из путей дзен, полный созерцательности и понимания природы камней. У каждого камня – своя душа, своя жизнь, за каждым стоит своя метафора.
Расставить камни неверно – означает солгать и тем самым спровоцировать посетителя сада на ложный эмоциональный отклик. Именно потому, что каждому камню присуща индивидуальность, невозможно просто скопировать создания мастеров древности, о чем предупреждал еще автор «Сакутейки», рекомендуя при создании композиций доверяться прежде всего собственным ощущениям.
Сад у дома
«Светские» японские сады формально можно было бы подразделить на малые, от нескольких квадратных метров, предназначенные лишь для созерцания, и на большие, ландшафтные, в которых можно гулять, любуясь сменой композиций, бегущими ручьями, искусно выполненными островами, мостиками и каменными пагодами.
Помимо сухих пейзажей, японским садом может стать ландшафтная композиция, главный герой которой вода, – сад воды.
Несколько реже можно встретить сад мхов, построенный на игре фактуры и оттенков зелени этих древних обитателей планеты.
Чаще же всего домашние восточные сады включают в себя и камни, и воду, и зеленые насаждения; существенную роль играют малые архитектурные формы – мостики, фонари, беседки, разнообразные сосуды для воды, которых нет ни в каких других садах мира. Но каким бы ни был подбор элементов, важно лишь то, что хозяин сада хотел выразить, остановив свой выбор именно на них.
Иньская сила сада
В самом начале эволюции садового искусства Японии (VII–XII столетия) в этой стране использовалась китайская модель сада с водоемом: обустраивались весьма большие пруды и озера, в которых можно было кататься на лодках в форме дракона, перемещаясь таким образом через весь сад. Под влиянием дзен-буддизма появились имитации водных пространств из камней и песка и возникла тенденция ценить не столько водную гладь, сколько динамику потока и звуки, издаваемые ручьями и водопадами. Водопады японского сада могут быть простыми и сложными, многоступенчатыми. Места для них выбираются с особой тщательностью. Почти всегда эти водные сооружения прикрыты растительностью, что придает пейзажам еще большую романтичность.
С этой и с той стороны
Шум водопадов слышится
Сквозь молодую листву
Ёса Бусон
Вода может предстать и как пруд. В современных японских садиках пруды заменяют небольшие каменные бассейны с водой, а иногда даже для них не находится места. Тогда «думы об отдаленном», которые, по мнению японских поэтов, вызывает вода, могут быть навеяны лишь посредством тсукубаи – каменной чаши в виде бочки, в которой традиционно омывали руки при чайной церемонии. В некоторых случаях тсукубаи может находиться на уровне земли, но чаще всего ее приподнимают на высоту 20–30 см. Обычно тсукубаи ставят на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада и непременно освещают каменным фонарем.