Изменение образа жизни в последние десятилетия наглядно показало: для большинства из нас садоводство перестало быть способом восполнения витаминного дефицита. Возделывание сада сегодня - занятие, приносящее эстетическое удовольствие и ощутимый психотерапевтический эффект. В духе времени вчерашние грядки становятся клумбами и цветниками, росший произвольно кустарник высаживается по строгим законам композиции, а обустройство местности вокруг загородного дома превращается в философию, профессию и индустрию.
Глядя на сегодняшние особняки, утопающие в туе, сосне или канадской исполинской пихте, вдыхая ароматы жимолости и сирени, окидывая взором ровную изумрудную поверхность газона и останавливаясь на живописной альпийской горке, невольно убеждаешься, насколько широки и разнообразны возможности ландшафтного дизайна. Это настоящее искусство, помогающее скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства местности, или превратить даже очень маленький приусадебный участок в уютный уголок природы или сделать его чудесным садом в голландском, итальянском, византийском, японском или ином стиле: Или, напротив, придать шарм пейзажному парку, раскинувшемуся на огромных площадях. Сады в стиле рококо, экзотические, романтические, символистские, в английском и французском духе, фантазийные и утилитарные, смело комбинированные и сугубо пуританские:
Дизайн, планомерно проникающий во все сферы нашей жизни, разумеется, не мог дальше существовать лишь в художественных галереях и на страницах журналов, в бутиках одежды и в мебельных салонах, в пентхаусе гламурного «небожителя» и в городской квартире состоятельного обывателя. Он стремительно ворвался и в загородную жизнь, прочно обосновавшись на прилегающей к дому территории. Поэтому сегодня можно смело говорить о том, что спланированный и ухоженный участок повсеместно становится обязательным условием загородной жизни.
Действительно, до недавнего времени при практически полном забвении в нашей стране практики декоративного садоводства о ландшафтной архитектуре было принято говорить лишь в контексте садово-парковых ансамблей, созданных, как правило, в предыдущие эпохи и являющихся культурным достоянием. Применительно же к частной собственности понятие «ландшафтный дизайн» употреблялось лишь в исключительных случаях, поскольку дачи, а тем более садоводства, до смешного походили друг на друга, отличаясь в основном цветом дома да количеством гладиолусов и георгинов под окнами.
Сегодня ситуация в корне изменилась. К услугам собственника, мечтающего тем или иным образом «облагородить» пространство перед домом, - обилие литературы, посвященной ландшафтному дизайну; множество компаний, предлагающих свои услуги, разнообразие растительных материалов и аксессуаров, способных превратить любой участок в настоящее произведение искусства. Не говоря уже о возможностях повышения собственного образовательного уровня, знакомстве с мировой флорой и последними новинками в области «садоводческой мысли» посредством информационных технологий, специализированных семинаров, международных выставок и конкурсов. Вот уж воистину благодатное время для приобщения к прекрасному.
Наука или искусство?
Умение всего лишь правильно разместить на участке тот или иной вид растений - далеко не все, чего мы ожидаем от дизайнера. Ведь ландшафтная архитектура не просто род человеческой деятельности, а большое искусство, имеющее свою историю, теорию и практику в виде потрясающих по красоте примеров садов и парков различных времен, культур и народов. Поэтому щепетильность при эстетичном обустройстве собственных соток не случайна и вполне уместна. Сегодняшнему землевладельцу есть на что ориентироваться, с чем сравнивать и к чему стремиться. А потому и требования, предъявляемые к ландшафтной архитектуре, чрезвычайно высоки.
Как известно, сад саду рознь. Один покоряет воображение размерами и необъятностью, другой, напротив, изумляет камерностью и интимностью. У каждого свой масштаб, свой жизненный цикл, измеряемый в одном случае годами, в другом - десятилетиями, в третьем - веками. Поэтому в последнее время долголетию сада придается не меньшее значение, чем его сиюминутным эстетическим свойствам. Ведь сад становится неотъемлемой частью того, что предстоит передавать от поколения поколению.