Листья уже облетели, на улице ощутимо похолодало – осень передала свои права зиме. А это значит, что специалисты по обустройству ландшафта могут наконец-то перевести дух после интенсивного «полевого» сезона и, собравшись за «круглым столом», обсудить свои проблемы. Что и было сделано в редакции «Загородного обозрения» в начале ноября.
На ставших традиционными «круглых столах» ландшафтных дизайнеров, которые «ЗО» проводит весной и осенью, всегда царит дух партнерства, а не конкуренции. Вот и на этот раз обмен мнениями проходил в доброжелательной обстановке, а речь шла о тенденциях и новшествах в ландшафтном дизайне наших пригородов.
В самом начале встречи главный редактор журнала «Загородное обозрение» Филипп Урбан напомнил присутствующим о конкурсе на лучший проект ландшафтного дизайна. Конкурс был объявлен еще весной, и поначалу – в связи с сезонной загрузкой компаний – заявки поступали не слишком интенсивно, но сейчас положение изменилось: участников набралось уже довольно много. А чтобы еще расширить их круг, редакция решила продлить срок приема заявок. Что касается условий, то их можно узнать на портале www.zagorod.spb.ru
Положение ландшафтных дизайнеров в настоящее время можно назвать и легким, и тяжелым одновременно. Легким – потому что многие уже ощутили всю прелесть профессионально выполненного ландшафтного дизайна, число клиентов у «ландшафтников»-профессионалов значительно возросло. Но при этом сегодняшний заказчик благодаря многочисленным публикациям, а также консультациям со знающими людьми набрался опыта и повысил планку качества ландшафтных работ. Хотя тут следует уточнить: проблемы это вызывает только у безответственных компаний-однодневок, а специалистам с грамотным клиентом работать не слишком сложно.
Темпы развития некоторых ландшафтных компаний сейчас составляют 300% в год, в частности именно на столько, по утверждению Сергея Ханевского, повысился сбыт продукции компании «Русские газоны». При этом постепенно происходит расслоение ландшафтных фирм: одни ориентируются на широкие слои потребителей, а другие – профессионалы – специализируются на эксклюзивных заказах. Если продукция тех же «Русских газонов» потребляется тысячами квадратных метров и самыми разными клиентами, то, к примеру, уникальные наработки компании «Спецпаркдизайн», как правило, находят спрос у владельцев дорогих коттеджей. И это абсолютно естественно.
Как предположил представитель «Спецпаркдизайна» Юрий Скибин, в будущем многие клиенты будут обращаться к профессионалам только за консультацией, а газоны или деревья станут приобретать у специализированных поставщиков. Хотя до этого еще далеко – пока, надо признать, сфера ландшафтного дизайна не слишком демократична.
Одна из сравнительно новых тенденций – обращение клиентов в ландшафтные фирмы еще до того, как готовый дом будет стоять, окруженный бурьяном, сухостоем либо вытоптанной стройплощадкой. Ведь гораздо разумнее пригласить специалистов на стадии проектирования. Профессионалы помогут вписать проект в существующий ландшафт, а если надо – даже предложат корректировки для архитекторов. Кроме того, специалисты подскажут, как спланировать работы, чтобы сохранить деревья и минимизировать вред, наносимый окружающей среде. Далеко не каждый хозяин столь предусмотрителен, но таких становится все больше, и это радует. В нынешнем году сезон начался еще зимой: заказчики стали появляться в специализированных компаниях, когда за городом лежали сугробы. И до сих пор еще поступают заказы на поставку отдельных видов продукции, хотя вот-вот выпадет снег. Пока непонятно, станет ли эта особенность нынешнего года тенденцией.
Хотя стремление к экзотике, современности, хай-теку менее характерно для наших домовладельцев, нежели здоровый консерватизм, «ландшафтникам» приходится сталкиваться иногда и с курьезными запросами, причем владельцев весьма дорогих домов. Так, один хозяин респектабельного особняка отказался от искусственных газонов, дорожек, прудов и малых архитектурных форм, а попросил восстановить на участке естественный природный пейзаж. А именно: кочки, кустарники, черничник… Для специалистов (которые все-таки справились с заданием) выполнить это оказалось ничуть не легче, нежели обычный набор ландшафтных работ. Но все-таки для классического загородного дома больше подходит то, что относится к вечным представлениям о красоте, а не является веянием сиюминутной моды.