Для тех, кто обзаводится серьезной недвижимостью, автомобиль становится железной необходимостью. А если есть железный конь, нужна и «конюшня» - гараж, и дорожка, чтобы подъехать к нему, не увязая в осенней грязи. Значит, занимаясь благоустройством, придется решать специфические автодорожные проблемы, думать о дренаже, насыпи, основании, трамбовках, откосах и других серьезных вещах.
Чем шире участок, крупнее дом, чем больше хозяйственных построек - тем разветвленнее внутренняя дорожная сеть, и тем профессиональнее должна решаться эта проблема. Первым делом устраивается главный подъезд к дому. Парадный фасад, входная лестница требуют своего ландшафтного продолжения - возможности лихо и изящно подрулить к самым ступеням или встретить у входа уважаемых гостей.
Конструктивно автомобильный проезд на участке обладает одновременно чертами автотрассы и садовой дорожки. Первое - очевидно, поскольку именно для движения автомобильного транспорта он и предназначен. Однако, в отличие от обычных дорог, на автомагистрали участка:
- скорее всего, будут ездить только легковые автомашины - никаких тяжелых грузовиков, соответственно, меньше расчетные нагрузки. Кроме того, скорость движения будет минимальна, значит - нет вибраций, ударов и тех же нагрузок;
- обеспечивается тщательный уход - от снега расчищать будут лопатой или маленьким снегоуборщиком, но никак не бульдозером или иным грубым механизмом;
- требуется высокий эстетический уровень оформления. Все должно быть «на уровне» - выверенные кривые, обрамление обочин, декоративное покрытие, система освещения, ворота и ландшафтные аксессуары. Используемая система ливневых водостоков конструктивно должна отвечать стилю коттеджа, а не рядовой автотрассы;
- допустимо применение особых материалов для мощения - тротуарной плитки, натурального камня, брусчатки, декоративного бетона и керамики;
- возможно применение современных конструктивных элементов, таких, например, как система подогрева (чтобы не заботиться о защите от снега).
Достаточные основания
Основа дороги - насыпь или грунт, непосредственно лежащий под покрытием. В районе Петербурга нет дефицита ни прочного качественного щебня, ни песка. Однако, вероятнее всего, завозить их на участок все же придется - грунт у нас, как правило, не подарок: слабые, болотистые почвы или мелкие пески не способны выдерживать большие нагрузки. Выравнивание и уплотнение не представит большой проблемы, поскольку существует необходимое оборудование, как для масштабных дорожных работ, так и для устройства небольшого тротуара.
Если ожидаются повышенные транспортные нагрузки, в подстилающий слой добавляют цемент или известь. Под крышами или навесами основание обычно остается сухим и рыхлым, поэтому брусчатку или плитку в этих местах укладывают в сухой раствор и щебеночную смесь, а затем все промежутки между камнями заполняют песком.
Если знаешь, где упадешь, - подстели геосинтетик
Беда любой автодороги - постепенное разрушение под действием природных факторов и веса машин. Суровый российский климат усугубляет эти проблемы многократно: летняя жара плавит гудрон, зимой насыпи глубоко промерзают, в межсезонье бесконечные циклы замораживания-размораживания вызывают быстрый рост трещин в камне, бетоне и асфальте. А уж под Петербургом, который известен сырой, дождливой погодой, положение и того хуже - с годами растрескивается финишное покрытие, появляются и быстро растут ухабы, дождевая вода размывает склоны насыпи. Не то что ехать, смотреть на дорогу страшно! Разве рядом с коттеджем такое допустимо?
Чтобы обеспечить дорогам прочность и долговечность, строители тщательно трамбуют грунт. Иногда даже приходится снимать бульдозером слабое основание и засыпать новое - из песка и гравия. Устойчивость полотну придают широкие и пологие песчаные насыпи. Существенно расширило возможности дорожных строителей появление в 70-е годы нового класса дорожных материалов - геосинтетических сеток, матов и тканей. Столь же эффективно их можно использовать и на дачном участке.