Прорубив пресловутое «окно в Европу», Петр I еще не знал, какой «ящик Пандоры» он открыл. В Россию с ее восточной сонной неторопливостью ринулся стремительный Запад. С тех пор поколения философов пытаются осмыслить и объяснить обществу тот сложный сплав Востока и Запада, каковым стала наша родина. Иногда кажется, что в этом споре побеждает Восток, а порой мы видим торжество Запада. Черты того и другого сопровождали и, видимо, будут сопровождать ход российской истории, определяя образ мышления русских.
Тогда же, при Петре, проникло в Россию понятие «мода» как универсальный двигатель моральных и физических запросов общества. Моде старались следовать, над ней смеялись, ею возмущались, ее пытались игнорировать, но, так или иначе, общество было вынуждено учитывать ее зачастую противоречивые направления.
Так что же такое мода и нужно ли потакать ее причудам? Главное предназначение моды - эволюционное. Это умение вычленить из испробованных людьми тенденций и способов наиболее функциональные - приятные глазу и удобные «в эксплуатации». Думал ли, например, Леви Страус, налаживая пошив рабочей одежды из парусины, что через несколько лет весь мир будет с удовольствием носить удобные и практичные джинсы? Такова судьба многих удачных изобретений: от создания - через моду - к широкому повседневному использованию.
Общая тенденция затронула и благоустройство территории, которое во все времена было сопряжено с большими затратами труда, денег и времени. И если строительство дома, например, можно ускорить, то перехитрить природу, быстрее обычного вырастив большое дерево, никому еще не удавалось. Строителям и владельцам роскошных дворцов редко приходилось доживать до того, чтобы увидеть заложенные ими парки во всем великолепии, но персональный зеленый уголок рядом с домом уже тогда был в моде. Чтобы преодолеть эту несправедливость, с давних пор предпринимались попытки форсировать создание парков путем пересадки взрослых лесных деревьев и укладки готового дерна, срезанного с луга. Ценой неимоверных усилий и затрат (а все работы тогда выполнялись вручную!) удавалось создать «каркас» парка, который позднее совершенствовался многие годы (а иногда и столетия). Позволить себе это могли лишь титулованные особы, располагавшие большими людскими (крепостные крестьяне) и денежными ресурсами. Но даже при таких возможностях часто получалось, что только детям и внукам удавалось завершить дело, начатое предками.
Положение изменилось при массовом развитии малоэтажного строительства. Справедливости ради стоит все же отметить, что современные придомовые территории по площади существенно отличаются, скажем, от Версаля. Появление среднего класса во многих странах, особенно в США, привело к переселению большого числа людей в индивидуальные дома с небольшими земельными участками, а система многолетнего кредитования пополнила ряды таких домовладельцев. Новые технологии в строительстве позволили увеличить доступность подобного жилья. Обыденность автомобиля в семье и мысль о том, что дети должны дышать более чистым воздухом, чем предлагает современный город, окончательно решили вопрос, где лучше жить. Постепенно жить за городом стало и модно.
С развитием рынка недвижимости росли и запросы покупателей. Гораздо быстрее продавались дома с оборудованной зоной отдыха, прилегающим газоном и деревьями. Увеличение цен на такие дома до 15-20% не отпугивало покупателей. В то же время озеленение традиционными способами могло повысить себестоимость дома чуть ли не вдвое. Таким образом, возникла потребность в совершенствовании технологий озеленения, не менявшихся тысячелетиями. Следуя за спросом и модой, питомники стали предлагать уже готовые цветники, готовые газоны, крупномерные деревья. Озеленение превратилось в индустрию, занимающуюся производством в больших объемах и по ценам, доступным многим, а использование предлагаемых рынком материалов - таким же обыкновенным, как применение полуфабрикатов на кухне. Модным стал и самостоятельный уход за созданным садиком - не требующий много времени и простой технически, к тому же - на свежем воздухе.