За многие века своего существования история садово-паркового искусства знала периоды взлетов и упадка, триумфа и забвения. В разные периоды сад играл значительную роль в жизни человека или уходил в тень, оставляя место более практичному огородничеству. В любом случае, садовое искусство никогда раньше не рождало столь блестящих форм и не возносилось на подобные высоты, как во Франции в XVII веке, при Людовике XIV. Именно тогда возник один из двух определяющих и поныне видов сада - регулярный. Будучи естественным выражением Большого стиля, французский сад по праву занял свое место, став вершиной садово-паркового искусства.
В гармонии с природой
Можно до бесконечности спорить о достоинствах или недостатках регулярного сада. Оппоненты обвиняли его и в насилии над природой, и, в более глобальном смысле, в противоречии естественному ходу жизни, и т. п. Тем не менее по прошествии трех с лишним столетий регулярный сад не только не списали "на свалку истории", отнюдь, он по-прежнему изумляет воображение, ему продолжают подражать в современном ландшафтном проектировании, он остается символом великолепия, порядка и обоюдного триумфа человека и природы.
В самой простой трактовке регулярный сад или парк - это обязательно гектары земли, строгая геометрия дорожек, партерные газоны, идеально подстриженные кустарники и т. д. Прообраз стиля регулярного парка возник еще в эпоху итальянского Возрождения, когда, согласно идеалам классицизма, цветники и дорожки планировались симметрично и так, чтобы с определенных точек просматривалась ясная линейная перспектива. Действительно, регулярный сад - это большая территория, на которой естественные изгороди, травяные ковры, цветочные узоры, - словом, все представители растительного мира появились не случайно и не стихийно, а вследствие продуманной и четкой деятельности человека. Еще бы, шары и пирамиды топиарных форм не могли возникнуть в саду сами по себе, не будь на то воли архитектора и садовника; точно так же и строгая геометрия газонов и прямоугольники прудов - это постоянная работа; не говоря уже о фонтанах, перголах, скульптурах или декоративных фрагментах из металла.
С характерной легкостью французы подхватили эстетическую теорию Витрувия о том, что "красота - это гармония всех частей, образующих единое целое". Однако долгое время гармонировать с природой в том смысле, в котором это понимали французские садовники, было невозможно. Поэтому на смену регулярному французскому саду уже в XVIII веке пришел живописный, или, как его называют, пейзажный стиль английских парков, когда принцип гармонии человека и природы получил новое романтическое воплощение.
Во французском стиле
Сегодня нас удивляют строгая геометрия и замысловатые хитросплетения орнаментов Нижнего парка Петергофа, воссозданные по старинным гравюрам XVIII века. В XVII же, когда садовник французского двора Клод Молле создал узорчатый цветник, нарисованный архитектором, это стало по-настоящему революционным событием. Кстати, именно с его именем связан пример символического сотрудничества архитектора и садовника, которое с тех пор характерно и обязательно для создания сада во французском стиле.
Выходец из семейства садовников, он с успехом применял на практике принцип, согласно которому сад может быть "только единым пространством, разделенным главными аллеями". С благодарностью его подхватил и следующий представитель прославленной династии - Андре Молле, работавший поначалу в Англии и Нидерландах и назначенный впоследствии Людовиком XIII "первым садовником короля".
Основоположником же регулярного стиля стал французский архитектор и садовник Андре Ленотр. Его деятельность пришлась на годы правления Людовика XIV, один из самых ярких периодов в истории Франции, на "золотой век", оказавший влияние на все европейское искусство. В это время во Франции складывается так называемый Большой стиль, соединивший в себе элементы классицизма и барокко, а своим образным строем призванный выражать идеи торжества национального единства, процветания и абсолютной королевской власти.