Садовое искусство, как и любое другое, подвержено веяниям моды. Круглогодично в мире проходит несколько десятков разнообразных выставок – Международный фестиваль садов во Франции, «Chelsea Flowers Show» (Великобритания), «Floriade» (Амстердам), «IBERFLORA» (Испания), выставки в Боскоопе (Голландия), Генте (Бельгия), Падуе (Италия), Эссене (Германия). Флористика, цветоводство, цветочное декорирование, садоводство, ландшафтный дизайн, растениеводство… И это не считая множества авторских садов, парков и питомников, которые тоже представляют свои программы. Именно на выставках создается садовая мода.
Мода, которую диктуют главные мировые выставки, распространяется на проектирование садов и даже на отдельные виды растений – все то, о чем будут писать журналы в следующем году, можно внимательно рассмотреть в выставочных экспозициях. Успех дизайнерским фантазиям, представленным на выставках, придает способность увязать прекрасное с полезным, внести необычный элемент в обыденное. Выделить лучшие композиции, сочетающие оба эти аспекта, помогают конкурсы ландшафтных дизайнеров, которые обязательно проходят на каждом крупном мероприятии. Кроме того, конкурсы и показы – это отличная возможность не только получить «пятерку» у жюри, но и обменяться опытом и новой информацией.
Как у них
В среде российских профессионалов и любителей, интересующихся модными направлениями ландшафтного дизайна, наиболее широко известна одна из самых крупных выставок в Европе, проходящая в Челси (Лондон). Ее уникальность и престижность не нуждаются в пояснениях. Достаточно сказать, что в последнем шоу участвовали компании, которые выставляются в Челси с 1913 года. Выставка уже много лет считается законодателем вкусов – своего рода и haute сouture, и pret-a-porte садовой моды. Одной из достопримечательностей выставки является Цветочное шоу – конкурс ландшафтных дизайнеров. На суд уважаемого жюри представляются дизайнерские сады – большие и малые, совсем крохотные палисадники и даже просто фрагменты ландшафтного дизайна, которые отражают современные тенденции – от японского минимализма до современных «диких» садов. При всем своем огромном авторитете Королевское садоводческое общество, куратор мероприятия, никогда не задает строго тему очередной выставки. Фантазия садоводов и дизайнеров не скована рамками жестких требований. Дизайнер волен сам выбирать предмет собственной экспозиции и по своему усмотрению украшать и преображать свой «участок» территории. Трудно поверить, что представленные на конкурс сады не существовали всегда, а были созданы за считанные дни, причем «с нуля». Рядом соседствуют степная лужайка и тихая заводь с лодкой, масличная роща и палисадник в мавританском стиле, яблоневый сад и тропическая хижина, утопающая в цветах.
Цветочное шоу, которое посещают члены королевской фамилии, носит поистине королевский отпечаток, а размах экспозиции соответствует наивысшему уровню – в ней принимают участие профессионалы и любители со всех концов света. Лучшие экспозиции получают медали Королевского садоводческого общества. Но дело даже не в этом, а в том, что в дальнейшем признанные лучшими композиции становятся основой новых тенденций – например, несколько лет назад в Челси были отмечены дипломами сады злаков, и вот уже на каждой выставке представлены сады, где обязательно присутствуют злаки.
Совсем иначе организован конкурс дизайнеров на другой престижной международной выставке – Международном фестивале садов в Шомоне-сюр-Луаре (Франция). Каждый фестиваль здесь – тематический. Так, в 2003 году сад оформлялся при помощи предметов, которые отслужили свой срок и попросту выбрасывались хозяевами за ненадобностью. В 2004-м тема была «Хаос». Правда, сады, сделанные «по теме», часто получаются непростыми, философскими и порой требуют комментариев авторов. Например, можно долго пробираться через заросли однолетних растений по тропинке, выложенной из состарившихся досок с вырезанными на них надписями. И упираешься в бетонную стену. А там, за стеной, – песок из мелкого отшлифованного разноцветного стекла, цветущая лаванда и в ржавом корыте плавают золотые рыбки. Это метафорическая композиция, посвященная городским окраинам. Или другая метафора: огромная сфера из металлической ленты, сквозь которую пробивается живое дерево, растущее изнутри сферы. Гимн жизни по-французски. А то вдруг грядка с калейдоскопами. То есть грядки-то как раз с разноцветными садовыми культурами, между которыми стоят яркие разграничители. А калейдоскопы – на специальном подиуме: можно сесть и посмотреть. Такие вот находки последнего, «хаотического», конкурса в Шомон-сюр-Луаре.