Светский сезон в Англии открылся: Цветочное шоу в Челси благополучно началось и завершилось, заставив весь мир в очередной раз убедиться в том, что фантазия ландшафтных архитекторов беспредельна. В этом году удивительный и красочный мир создавали специалисты из самых разных стран – Франции, Голландии, Австралии и даже Зимбабве. И все же доминирующим большинством были английские проекты. Они радикально отличались друг от друга по стилистике, художественному замыслу и равны были только в одном – высоком качестве воплощения в жизнь.
Любоваться цветением растений на территории сада Королевского госпиталя в Челси можно недолго – менее недели. Широкой публике ландшафтные композиции шоу доступны пять последних дней, причем под самый конец сюда приходят фанатичные садоводы, стремясь купить на распродаже последнего дня какое-нибудь редкое растение. В начале выставки ее посещает королевская семья Великобритании – Елизавета Вторая, принц Чарльз с супругой Камиллой, принцесса Анна и принц Эдвард с женой Софи. Эта традиция – одна из основ размеренной английской жизни, придающая мероприятию статус и определяющая его популярность.
К тому моменту, когда Chelsea flower show становится доступным для завсегдатаев светских мероприятий, садоводов-любителей и профессионалов в области ландшафтного дизайна, лучшие экспонаты выставки во всех категориях уже определены и те, кому посчастливилось сюда попасть, могут сравнить свои впечатления с оценкой комиссии. Однако судьи используют слишком много критериев, включая разнообразие ботанического списка, наличие в нем редких видов и т. д. Обывателю, даже если он большой любитель садоводства, важнее другое: вызывает ли сад эмоциональный отклик, соблюдена ли в нем целостность, хочется ли непременно «продлить очарованье» и видеть именно эту ландшафтную композицию изо дня в день в своем саду или в городском парке?
На выставке представляются четыре категории садов: Show Gardens – выставочные сады; City Gardens – городские сады; Courtyard Gardens – сады во внутренних двориках и Chic Gardens – изящные сады. Сады первой группы выглядят особенно впечатляюще, и наше сегодняшнее повествование коснется только этой номинации. Однако следует помнить, что и среди других проектов тоже есть золотые, серебряные и бронзовые медалисты, а главное – представлено немало гениальных идей, копировать которые в течение всего года будут во всех уголках земли.
У каждой выставки в Челси свое лицо. Девизом этой могла бы стать банальная истина: «Вода – источник жизни на планете». Участники Chelsea flower show-2006, прошедшие через тернии отборочных туров, прочувствовали это особенно хорошо, едва не лишившись возможности поливать высаженные ими растения. Дело в том, что компания «Thames Water», как и многие другие английские водопроводные компании, весной ввела запрет на полив садов из шланга. И хотя Королевское общество садоводов, устраивающее выставку, не принадлежит к числу частных домовладельцев, организаторы мероприятия поддержали идею экономии воды и использовали для орошения садов очищенную после предыдущего употребления непитьевую воду.
Этот антропогенный казус попыталась исправить сама Природа, щедро одарившая Лондон дождями в период выставки. Однако есть все основания полагать, что вода, присутствующая в большей части проектов, все же появилась там усилиями специалистов и была отнюдь не дождевой, хотя не обошлось без исключений (смотрите информацию о проекте Walking Barefoot with Bradstone).
Ландшафтные архитекторы всегда с особым трепетом относились к воде, справедливо полагая, что отдохнуть и по-настоящему расслабиться можно только у водоема. Живительная влага на последнем Цветочном шоу присутствовала практически во всех ипостасях, кроме разве что океана. Впрочем, береговая полоса, подтопляемая во время приливов в морях и именуемая среди специалистов литоралью, все же была воспроизведена в проекте «The 100% Pure New Zealand Garden» (серебряная медаль). Сад – сказочная фантазия на тему эстетики необитаемого морского побережья. Композиция построена на использовании в одном пространстве, казалось бы, несовместимых вещей – растений из дикой природы (причем такого ее уголка, который крайне редко попадает в поле зрения садоводов) и предельно радикальной авангардной скульптуры. Вода течет как будто с гор, стремясь достичь моря, и минует на своем пути и дождевой лес, и дикие утесы западного побережья, и не защищенные от ветра дюны. При создании сада было использовано более 3000 видов новозеландских растений, многие из которых обитатели Британских островов увидели впервые.