«…Пространство комнаты буквально утопало в шелковых покрывалах, розовые оттенки которых так не вязались с бледно-зеленым цветом стен. Потолок, очерченный по периметру позолоченной лепниной, мерцал синевой и еще дюжиной разноцветных стеклянных лампочек. На полу же аляповатые писающие амуры изображали хоровод вокруг небольшого фонтанчика. Вопиюще безвкусная массивная рама была явно велика для небольшого зеркала, рядом с которым виднелся барельеф в египетском стиле. По соседству отсвечивала новеньким лаком масляная живопись; несколько второсортных копий с известных старинных картин, по-видимому, составляли предмет особой гордости домочадцев…»
Полная ерунда и безвкусица – подумает кто-то и будет при этом абсолютно прав. Тем не менее именно безвкусица, возведенная в ранг искусства, легла в основу того, что мы называем модным сегодня словом «китч». Несмотря на кажущуюся нелепость, интерьер в стиле китч – это целая философия, которая подразумевает отнюдь не поверхностное знание исторических стилей, а умение сочетать то, что на первый взгляд является абсолютно несовместимым. Специалисты, главным образом архитекторы и дизайнеры, справедливо употребляют термин «китч» для описания интерьера, лишенного единого определенного стиля, построенного не «по», а вопреки всем возможным законам жанра, рассчитанного на, мягко говоря, пресытившегося высоким искусством обывателя.
Безвкусица, возведенная в ранг искусства, легла в основу того, что мы называем модным сегодня словом «китч».
Собственно, четкого определения этому понятию не существует. Идея китча основана на насмешке над историей и художественной традицией, над такими понятиями, как вкус, стиль и чувство меры. Китч оказался естественным порождением своего времени, отразившим, с одной стороны, своеобразный нигилизм по отношению к достижениям прежних эпох, с другой – подтрунивание над предметами современной массовой культуры. Несмотря на его заведомые попытки эпатировать воспитанную на высоких образцах публику, привыкшую четко разделять все известные к этому моменту стили, китч ни в коем случае не стоит считать негативным или реакционным. Что за беда в том, что модная тенденция, тяготеющая к китчевому прочтению всего накопленного эпохами опыта, отрицает устоявшиеся идеалы и завоевания, по-своему переиначивает их, высмеивая чопорность и агрессивность одних или пуританство других. Иными словами, китч – это своего рода пощечина общественному вкусу, это вызов и эпатаж, который словно дает понять, что не стоит к чему бы то ни было относиться чересчур серьезно.
Сродни высокому искусству
Столь популярное сегодня понятие «интерьер в стиле китч» появилось сравнительно недавно. На его волне в интерьер вернулись прелестные вещицы с бабушкиного чердака, комфортно устроившись рядом с неимоверно дорогими и узнаваемыми культовыми предметами дня нынешнего. При этом они абсолютно не проигрывают последним по художественной ценности, а значимостью в том или ином интерьере нередко и превосходят их. Удивительный столик с крышкой из лавы, на которой выгравирована шахматная доска (деталь вполне функциональная, подлежащая немедленному использованию), мелкие сувениры из Азии, например японские держатели для фотографий, каменные плошки из Дели или индийский железный подсвечник – все это на фоне, скажем, классической мраморной колонны с пилястрами и фрагментом ордера – пожалуйста, самый простой пример китча в интерьере. Впрочем, как раз колонна-то и должна быть из искусственного мрамора, да такого, чтобы подделка непременно бросалась в глаза, и так, чтобы у зрителя не возникало и тени сомнения в ее «подлинности».
Конечно, все вышеперечисленное еще неимоверно далеко от того, чтобы претендовать на статус вопиющей безвкусицы. Чтобы стать настоящим китчем, безвкусица обязана «кричать», бить в глаза несочетаемостью цветов, форм, размеров и декоров. Да и сама предметная среда должна формироваться не просто «из того, что было», а именно из объектов, плохо сочетающихся друг с другом. Великолепный пример проявления китча в интерьере – использование архитектурных деталей или фрагментов скульптуры. Причем в заведомо не оригинальном их исполнении. Скажем, тот же ордер может быть выкрашен в золотистый цвет. Водруженный на стеклянный столик и не несущий никакой иной функции, кроме декоративной, он станет чертовски стильным акцентом интерьера в стиле китч. А тяжелое зеркало из оксидированного металла рядом с немыслимым абажуром или типичные для какой-нибудь средиземноморской кофейни стулья в греческом стиле обязательно добавят колорита в обстановку загородного дома, затерянного в соснах Карельского перешейка.