На волне современной моды на всевозможные этнические стили огромную популярность получили различного рода восточные интерпретации. Так, в обстановке европейского дома широкое применение получил японский минимализм.
На его фоне куда более редким способом украсить жилое пространство остается стиль Китая. Несмотря на явные различия, оба эти направления объединяют тысячелетние традиции и глубокий философский подход к вопросам обустройства домашнего очага.
Если вспомнить, то мода на «китайщину» уже имела место в европейской культуре. Например, в XVII веке в Голландии и Англии огромную популярность имела китайская лаковая мебель, технику которой китайцы освоили 2500 лет назад. Стоит ли говорить о популярности фарфора. Восемнадцатое столетие, последовавшее за эпохой великих географических открытий, по-разному адаптировало самобытность далекой страны и к отечественной архитектуре. Впрочем, в России стилизации также коснулись главным образом декоративных особенностей интерьера. Ведь дом, выдержанный в оригинальном китайском стиле, для европейского менталитета был и остается в определенной степени экзотикой.
В самом деле, довольно трудно воспроизвести обстановку по образу и подобию той, которая возникла в Китае ни много ни мало пять тысяч лет назад. В основе ее лежат глубокие религиозные представления жителей реки Хуанхе, философия конфуцианства и, конечно, древняя китайская наука о жизни в гармонии человека с собой и окружающим миром – фэн-шуй. Как писал известный ученый-китаевед В. Малявин, «китайский комплекс дома-сада… приобрел свои законченные, классические черты, воплотив в себе не просто идеи и идеалы, а жизненный опыт сотен поколений… Этот комплекс по праву можно назвать самым полным и совершенным воплощением китайской культуры. На редкость непринужденно и естественно срослись в нем быт и художественный идеал, с необыкновенной отчетливостью проявились ремесленные навыки китайцев и их эстетические потребности».
В этом смысле даже самым ярым приверженцам стиля вряд ли удастся соблюсти все обязательные принципы китайского дома. Хотя бы в силу климатических особенностей Северо-Западного региона. Поэтому применительно к понятию «китайский интерьер» можно говорить скорее о стилизациях, которые в той или иной степени приближены к традициям далекой Поднебесной.
Начать с того, что китайский дом представляет собой не отдельное строение, а непременно комплекс дом-сад. Именно по такому принципу в Китае традиционно строились и роскошные императорские дворцы, и скромные покои отшельников. Конечно, с огромной разницей в масштабе, архитектурных изысках и богатстве отделки. Так, например, дворец какого-нибудь знатного вельможи всегда подразумевал ансамбль: сложная архитектура с многоцветными крышами, тенистыми двориками, коридорами и беседками, с бесчисленными переходами и боковыми ответвлениями, беседками, павильонами и башенками; залы прямоугольной формы, поднятые на террасы и увенчанные двухъярусными крышами.
Что касается связи с внешним миром, в Китае всегда было принято включать элементы сада в структуру дома: центральную часть одного из скатов крыши несколько укорачивали, открытую небу часть комнаты обносили стеной и высаживали там деревья. Таким образом, появлялся садовый павильон, который служил жилым помещением и обязательным атрибутом состоятельного дома. Подобную традицию Европа успешно переняла у китайцев, сделав зимний сад элементом загородного дома. В своей внутренней структуре китайского дома важным принципом считается многократное повторение отдельных небольших секций или модулей. Подобная особенность воплотилась в модели одного из наиболее самобытных творений китайского зодчества – пагоде.
Эмоциональное наполнение
С точки зрения декоративной отделки отличительной чертой китайского стиля является любовь к ярким и сочным цветам и декоративности. Например, колонны (или столбы каркаса, которые служат основой китайского здания) традиционно покрываются красным или черным лаком, потолочные перекрытия украшаются многоцветными орнаментами, створки дверей и перила лестниц – затейливой резьбой, а окна – узорными решетками. Подобное многоцветье в Китае традиционно свидетельствовало о материальном достатке владельца дома, его социальном статусе и высоком художественном вкусе.