В большинстве академических изданий понятие «стиль» определяется как «исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания». Практика добавляет немаловажную деталь: стиль - не постоянная и неизменная структура, а живой процесс, не имеющий четких границ, плавно переходящий от одних образующих элементов к другим, а значит, находящийся в постоянном развитии.
Мировая культура убедительно свидетельствует, что художественные стили возникают, господствуют и изживают себя далеко не одновременно. В зависимости от исторической эпохи, географического положения, вероисповедания, социальных и прочих условий все народы находятся на разных стадиях развития, сообразно с которыми и формируются их культура и искусство. С течением времени естественным образом возникают новые ориентиры в искусстве, выделяются стилеобразующие элементы, присущие лишь конкретному периоду или сохраняющиеся в истории навсегда. Подобные метаморфозы происходят во всех жанрах искусства. Не исключение и область человеческой деятельности, направленной на создание жилой среды, которая бы отвечала представлениям об эстетике и комфорте. Иными словами - интерьера.
Сразу следует заметить, что определить стиль любого интерьера довольно сложно. По сути «чистого стиля» в искусстве интерьера не существует. Ведь в рамках одного художественного стиля неминуемо зарождается новый, который переходит в следующий, и т. д. Известно, что стили, сложившиеся в определенную историческую эпоху, не исчезают бесследно, они входят в новые, участвуют в художественном развитии, преобразуются и возрождаются на следующем этапе в ином качестве. Кроме того, некоторые из них вполне мирно сосуществуют в одном и том же временном промежутке. Правильнее было бы говорить о творческом воспроизведении определенного исторического стиля - о стилизации, которая не повторяет «дословно» формальные приемы, а неназойливо интерпретирует лучшие и наиболее характерные в современное жилище.
Впрочем, нередко бывает и так, что понятие «стиль» не укладывается ни в одну существующую классификацию и определяется в большей степени интуитивно. И наиболее типично это для сегодняшнего дня с его довольно эклектичной стилистикой, не до конца сложившейся терминологией, часто меняющимися акцентами и стремительно развивающейся технической составляющей.
Взаимодействие эпох
Как известно, первым жилищем человека была пещера. Действительно, по совокупности признаков она напоминала собой подобие дома, однако назвать ее таковым в традиционном смысле этого слова можно с большой натяжкой, поскольку пещера не создана руками человека. Зато в вопросах «декорирования интерьера» наши далекие предки преуспели. И пускай рассматривать обстановку карстовой пещеры с наскальными рисунками покажется кому-то занятием малоинтересным, именно в этом столь раннем образце культурной деятельности человека можно усмотреть очевидные признаки стиля, воплотившиеся впоследствии во множестве интерьерных решений. Например, такой вполне узнаваемый образ, как примитивная живопись в сочетании с естественной фактурой камня, а в дальнейшем и «натуральный стиль» первобытных охотников. Каменные, а потом и металлические изображения животных легли в основу «звериного стиля», распространенного в Центральной Европе в I тыс. до н. э., и через культуру дохристианской Древней Руси нашли отражение в мотивах русского стиля рубежа XIX-XX веков.
Столетиями человек постигал науку строительства домов, дворцов, храмов и иных культовых сооружений. Примером монументального подхода к вопросам архитектуры стало искусство Древнего Египта, кажется и по сей день олицетворяющее собой саму вечность. Однако и в этом случае нетрудно проследить определенную преемственность: анализируя египетские традиции декорирования интерьера, можно отчетливо увидеть элементы, которые впоследствии легли в основу искусства ампира и отчасти ар-деко. «Дожили» они и до дня сегодняшнего и находят применение в современном интерьере, становясь мотивами для тканей, обоев, керамической плитки, посуды и т. д.