Наверное, мало кому придет в голову воссоздать в собственном доме интерьер в стиле средних веков. Изначально воспоминания об этой эпохе неизбежно рождают мрачные ассоциации, воображение рисует угрюмые картины быта, жестокие нравы и непременно бесчинства инквизиции. Все – правда. Но ведь атмосфера средневековья – это еще и рыцарские турниры, и сонеты «Прекрасной Даме», и любовные интриги, и пышные приемы в огромных залах, и масса всего прочего, до чего додумалось человечество к тому времени.
Подобный контраст в рамках одной исторической эпохи вполне объясним: не имея однозначных хронологических границ, средневековье в Европе насчитывает меж тем огромный, более чем тысячелетний отрезок времени – от падения Римской империи и вплоть до XV, а в отдельных областях до XVII–XVIII веков. Разумеется, в течение этого периода архитектура, интерьер, изобразительное, прикладное и прочие искусства испытывали влияния, переживали изменения – словом, не стояли на месте, а активно развивались.
Наше обывательское, отчасти снисходительное отношение к средневековью, вероятно, во многом складывалось благодаря оценке, данной ему профессионалами. Так, вплоть до начала
XIX столетия, когда средневековье наконец-то было реабилитировано романтиками, итальянское Возрождение и европейский классицизм считали его безнадежно регрессивным, полностью варварским, «темным и мрачным». Удивительно, с какой беспечностью был оклеветан самый продолжительный в истории период!
Средневековый интерьер, изрядно «растянувшийся» и во времени, и в пространстве, всегда отражал насущный быт дня текущего, со всеми его художественными идеалами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что европейские жилища средних веков отличаются таким многообразием. Среди них практически невозможно выделить один определенный господствующий стиль; многое было обусловлено предыдущими традициями. И в первую очередь – античности, которая легла в основу романского искусства Западной Европы и восточной Византии, отразилась в быту кельтов и норманнов, славян и арабов. Было бы нелепо сравнивать испано-мавританский интерьер, в частности одного из самых великолепных дворцов средневековой Европы, Альгамбры в Гранаде: «…помещения напоминали сказочные чертоги, услаждавшие глаз: фонтаны, ниши, альковы, колонны. Во внутреннем убранстве наряду с лепниной и цветными изразцами на стенах и потолках, с прекрасными изделиями из керамики, богатыми коврами и роскошными тканями… и т. д.» с обстановкой, скажем, древнерусских хором того же времени. Иными словами, интерьер средних веков чрезвычайно многообразное явление.
По пятам стереотипов
Впрочем, не углубляясь в историко-искусствоведческие дебри, следует признать, что вопреки отдельным «частностям» существуют и определенные стереотипы. Благодаря им мы и рисуем в собственном воображении интерьер дома, выполненный в средневековом стиле. Сразу стоит сказать, что он различается в зависимости от типа архитектуры, главным образом каменного замка как наиболее аристократического и богатого типа жилища, и демократичной постройки в так называемой технике фахверка. С ней, признаться, все не однозначно; особенности ее конструктива в дальнейшем переняла и приспособила к своим нуждам традиция искусства модерна конца XIX–начала XX столетий, «смешав карты» и во многом сбив с толку. Разумеется, и интерьер не сумел избежать определенных заимствований, связанных в первую очередь с оформлением потолочной части. По правде сказать, в более позднем исполнении такая конструкция оказалась намного интересней и в архитектурном, и в историко-бытовом смысле. Поэтому вряд ли стоит подробно останавливаться на ней сейчас.
Тем более что черты средневекового стиля, в том числе интерьера, гораздо характернее именно для замковых построек. Во-первых, они много лучше сохранились, что позволяет и по сей день довольно подробно их изучать, описывать, сравнивать и т. д. Во-вторых, домашняя обстановка состоятельной части средневекового общества открывает более широкие возможности для подражания и сулит определенные предпосылки в вопросах определения стиля.