Если спросить сегодняшнего практикующего архитектора, какие стили пользуются наибольшей популярностью у заказчика, в числе прочих он, не задумываясь, назовет классику. И не ошибется, поскольку она вмещает в себя огромный пласт искусств. На его фоне классицистический интерьер скромно занимает в истории лишь определенную нишу. Что же входит в понятие «сценическая красота», как называли современники интерьер эпохи классицизма?
Многие из нас зачастую путают термины «классический» и «классицистический». Ничего страшного в этом нет, разве что на начальных стадиях общения с архитектором может возникнуть некоторое недопонимание. Различия, безусловно, есть, и знать их не мешает. Так вот, классика – и есть тот самый вечный космополит, не принадлежащий какой-то одной стране или эпохе и вместе с тем присутствующий в большинстве художественных направлений, модных тенденций, разнообразных стилей, национальных школ и т. д. Это, как известно, искусство, ориентированное на античность, а значит, на все те стили, которые возникли со времен расцвета Древней Греции. Именно так, в широком смысле, и условились в ХIХ веке трактовать это понятие; с тех пор оно справедливо применяется ко всей истории искусства. В современном понимании классика означает наивысшую стадию развития любого художественного стиля, будь то барокко, рококо, готика и т. д., словом, всего лучшего, что было создано в истории. Понятие «классический» стало синонимом непревзойденного, неподвластного времени и вечно прекрасного. А значит, классика есть то, что не устарело по сей день и является своего рода идеалом. Поэтому глиняные стены, выкрашенные под терракоту, и керамические украшения, покрытые красно-черной глазурью, в не меньшей степени представляют собой классический интерьер, чем бело-розовые амуры и фарфоровые, расписанные эмалью, вазочки. Или обои в «мелкий ситчик» с обстановкой в стиле английского кантри. Все это тоже классика – такая разноликая, порою вовсе неожиданная, но тем не менее проверенная временем, модой и доводами здравого смысла. А потому – вечная.
Что касается классицизма, дальше речь – исключительно о нем. Причем о нашем, отечественном, что оставил после себя неподражаемые архитектурные и интерьерные шедевры (впрочем, листая страницы современных глянцевых интерьерных журналов, в неподражаемости можно и усомниться).
Конечно, Россия самобытна, спору нет. Но и в ней классицизм возник на хорошо подготовленной предшественниками почве; придя на смену барокко и рококо, классицизм уверенно откинул все вычурные излишества и выдвинул на первый план идеалы простоты и рациональности. Однако простоты совсем уж непростой, а исключительно парадной и торжественной. Таким он явился современникам к началу девятнадцатого столетия, таким представляется сегодняшним любителям строгой роскоши интерьера – с обилием позолоты, обрамленного дверями с фарфоровыми плакетками в бронзовой оправе, обставленного лакированной мебелью, отсвечивающего ткаными обоями и множеством хрустальных брызг, ниспадающих с потолка.
Время классицизму быть!
Классицизм – понятие, в равной степени применимое и к архитектуре, и к моделированию внутреннего пространства. Поэтому он всегда был и остается уместным в помещениях большой площади. Нет ничего удивительного в том, что на сегодняшний день, выражаясь казенным языком, основной областью его «применения» остаются именно загородные дома. Вернее, усадьбы, поскольку классицистический ансамбль предполагает целый комплекс сооружений, объединенных общим замыслом.
Обстановка в подобном стиле будет, пожалуй, оптимальной для состоятельного человека, который не спешит перестраивать и менять свой быт в угоду новомодным течениям. Принцип довольно прост: классика покупается надолго и передается по наследству, и классицизм – понятие явно из этой области. Тем более что налицо и видимые проявления прихода новой эры, когда циклопических размеров безвкусные постройки, уродующие милый пейзаж Карельского перешейка, вырастают все реже. Взамен них нет-нет да и появляются особняки, выстроенные в традициях классической архитектуры. То есть с соблюдением пропорций и невысоким фундаментом, треугольными фронтонами и полукруглыми арками, а также с большими окнами, которые украшены наличниками с замковыми камнями, декорированными, например, скульптурной маской. А обрамляет все это не железобетонная стена забора, а уникального рисунка ажурная чугунная решетка. Мелкие постройки при этом возведены в виде двух- или четырехколонных портиков и выкрашены в те же цвета, что и сам дом, – любые пастельные тона в сочетании с белым. Уж если придавать своей загородной резиденции вид русской усадьбы ХIХ века, то все должно быть «по высшему разряду». Красиво, не правда ли? И внутри такого дома, в котором довольно просторно и высота потолков оставляет широкие возможности для маневров, большинство деталей обстановки обычно удачно сочетаются друг с другом и все вместе создает картину благополучного во всех смыслах интерьера.