Во второй половине XVIII века в Европе начался самый настоящий бум: все, кто обладал хотя бы небольшими средствами и считал себя человеком образованным, разбирались в античном искусстве и украшали свой интерьер предметами из Древней Греции или Рима. Как известно, спрос рождает предложение. И в Европе появилось бесчисленное число торговцев предметами античности, которые, как правило, были украдены с раскопок. А раскопок тогда велось достаточно много. Наиболее известны были раскопки знаменитых городов, погребенных под пеплом Везувия, - Помпей и Геркуланума. Работавшие здесь энтузиасты, ученые, историки и архитекторы вынуждены были зачастую с оружием в руках охранять от воров бесценные сокровища. Одним из ученых, принимавших активное участие в этих раскопках, был Чарльз Камерон, трудившийся впоследствии в Петербурге.
Увлечение античностью породило новое направление в искусстве, особенно ярко проявившееся в архитектуре, - классицизм. Принципы классицизма прекрасно увязывались с господствовавшими тогда идеалами философии Просвещения. Кроме того, классическое искусство внесло свежую струю в уже утомившие всех причудливое и пышное барокко и вычурное рококо. На смену этим капризным асимметричным стилям с надоедливой беспокойностью форм пришел строгий и рациональный классицизм, основанный на канонах античного искусства. Оказавшийся у власти Наполеон, как и римские правители, присвоивший себе титул императора, тоже оказался не чужд идеям классицизма. В начале XIX века высокий классицизм получил название "ампир" от французского empire - империя.
В основе классицистических построек лежал ордер, образующий портики, галереи, колоннады, лоджии. Известно четыре ордера, в зависимости от пропорций колонн и формы капителей. Колонны, полуколонны и пилястры, четко делящие фасад и обязательно расположенные симметрично, перекочевали и в интерьер. Популярны стали ротонды (круглые залы или постройки, перекрытые куполом и напоминающие античные храмы) и перистили (греческие дворики, окруженные колоннами). Появилась мода украшать парадные залы античными статуями. Их расставляли между колоннами, а нередко даже делали для них специальные ниши в стенах. Особо удачливые и богатые собиратели античных древностей устраивали нечто вроде музеев, размещая свои коллекции раритетов в одном зале. Но необходимого количества античных статуй для украшения дворцов и особняков по всей Европе раскопки предоставить не могли, поэтому современные скульпторы стали создавать гипсовые слепки и мраморные копии знаменитых скульптур, а также собственные шедевры, созданные по канонам античного искусства.
Отделка помещений, мебель и предметы интерьера отличались строгостью и лаконичностью. Несмотря на отсутствие вычурности и перегруженности деталями, создавалось впечатление богатства и пышности (особенно это касается ампира).
Новыми были не только орнаменты, формы и пропорции, но и материалы. Именно в эпоху классицизма пришла мода отделывать камнем стены, а иногда и пол. Считалось, что это не только красиво и современно, но и более гигиенично и безопасно, чем, скажем, характерное для предыдущих веков использование дерева и тканей, которые легко загорались. Античные интерьеры отделаны в основном мрамором, который имеет колоссальное количество разновидностей и цветов. Но мрамор стоил дорого, к тому же для северного климата это не слишком подходящий материал (как всегда, холодно в залах Эрмитажа, отделанных мрамором). Вот и стали использовать для облицовки стен искусственный мрамор. Причем не только в домах, принадлежавших людям со средним достатком, но и в царских апартаментах. В это же время начали использовать для отделки интерьеров и полудрагоценные камни. Особенно популярно это было в России, славившейся большим разнообразием яшм, особыми сортами малахита и лазурита. Чуть раньше появилась мода на оштукатуренные стены. Окрашенные в пастельные тона, разделенные пилястрами или полуколоннами, украшенные не слишком обильной, но изысканной лепкой или росписью стены создавали особое настроение. Отделанный таким образом интерьер не нуждался в нагромождении дополнительных украшений.