Искусство создания интерьера ведет свое начало из глубокой древности, с тех самых времен, когда люди, еще отчетливо не задаваясь проблемой стилистической принадлежности, тем не менее создавали окружающее их пространство в строгом соответствии с господствующими представлениями о красоте и удобстве. Выбор их был минимален, он ограничивался религиозными условностями, скудностью подручных средств, а главное – невозможностью обратиться к архитектурному наследию прошлого. Ведь, по сути, история тогда еще только создавалась.
Законодателями первого самостоятельного стиля в мировой культуре принято считать древних египтян. Что же такого особенного оставили они после себя, о чем спустя десятки столетий вспоминают не только археологи и историки? Как известно, основным строительным материалом древних, египетских зодчих были циклопических размеров каменные глыбы, которым надлежало символизировать идею могущества и бессмертия души. Они-то и организовывали пространство, в том числе внутреннее. Естественно, что обустройство интерьера тоже подчинялось общему грандиозному масштабу. Казалось бы, о каком уюте может идти речь в таком случае? А между тем обаяние атмосферы Древнего Египта по сей день продолжает волновать умы дизайнеров. Стиль оказался на редкость целостным и во всех смыслах фундаментальным: несмотря на то, что просуществовал он почти 4000 лет, традиции его декорирования за это время практически не изменились.
Собственно говоря, так называемый египетский стиль достаточно легко узнаваем. Например, стены, покрытые иероглифическими письменами, колонны с характерным лотосовидным завершением, жанровые сцены, в которых фигуры людей изображены в традиционной египетской позе – голова и нижняя часть тела – в профиль, туловище и руки – анфас. Главное, чтобы все было выдержано в довольно грубоватой манере, имитировало самые простые материалы и не нарушало пастельную монохромность палитры. В современном интерьере все эти элементы находят широчайшее применение, например, в керамической плитке (а если быть точнее, керамограните), светильниках, декоративных тканях, обоях, посуде и т. п. Во времена древнеегипетской цивилизации орнаментами заполнялось практически все свободное пространство, рисунок состоял из геометрических фигур, которые располагались в определенной последовательности, образуя символичный узор. При всей насыщенности декор был простым и гармоничным. Обычным мотивом оформления предметов декоративно-прикладного искусства были ритмично повторяющиеся человеческие фигурки; ножки столов и стульев чаще всего украшались изображениями женской головы. Еще одной особенностью египетского стиля можно назвать ножки мебели в виде звериных лап. А вот для оформления подлокотников кресел специально вырезались символические фигурки льва или священной кобры. В строгую и симметричную обстановку древнеегипетского дома гармонично вписывались многочисленные изящные статуэтки божественных животных. Они и в сегодняшнем интерьере как нельзя лучше играют роль стильного аксессуара.
Разумеется, повторить оригинальную обстановку довольно проблематично. А вот для того чтобы стилизовать интерьер в духе Древнего Египта, достаточно добавить отдельные характерные штрихи, например, имитировать древнеегипетские иероглифы на наличниках дверных проемов. Или – еще проще – создать атмосферу с помощью декоративных элементов: украсить нишу стилизованными статуэтками и вазами; развесить по стенам огромные фотографии с изображением знаменитого сфинкса или пирамид, выполненные в сепии; разместить по периметру оригинальные светильники в виде факелов. Памятуя о симпатиях древних к растительным материалам, не помешает украсить интерьер всевозможными плетенками, циновками из трав, стеблей папируса и тростника.
Греческие реалии
С уходом ценностей древнеегипетской цивилизации ее место заняла эллинская культура. Греки не были столь отчаянными религиозными догматиками, как египтяне, поэтому их искусство было довольно реалистичным. Неслучайно вся древнегреческая архитектура воспринималась последующими стилями как первоисточник и пример для подражания. Что касается интерьера, выдержанного в так называемом греческом стиле, в первую очередь в нем важно соблюсти цветовую гамму, максимально соответствующую природным краскам. Сама обстановка должна быть выдержана в простом, рациональном и естественном ключе, то есть в абсолютной гармонии.