С окончанием долгого и мрачного средневековья Европа вновь обратилась к забытым идеалам античного мира. Раскрепощение творческой личности, культ красоты и гармония, простота, светскость и жизнелюбие во всех его проявлениях – эти принципы легли в основу новой философии, нового искусства, нового образа жизни… И нового интерьера как важнейшей составляющей человеческого бытия. Внутреннее пространство дома с удовольствием и изяществом впитало те революционные преобразования, которые несла с собой эпоха Возрождения.
Казалось бы, довольно внушительный временной отрезок отделяет нас сегодняшних от обстановки Европы XV–XVI веков. Тем не менее некоторые современные загородные особняки зачастую напоминают собой именно те знаменитые палаццо, что возводились некогда состоятельными представителями торгово-финансовых сословий ренессансной Италии. Тот же размах в плане и та же роскошь в исполнении. Все то же объяснимое желание иметь частную резиденцию, скрытую от посторонних глаз, где-нибудь в окружении лесного массива или, по крайней мере, парка, на берегу озера или иного водоема, в тиши, столь невозможной в суете мегаполиса, и вместе с тем в разумной близости к нему. Как ни странно, но именно по примеру просвещенных деятелей эпохи Возрождения многие теперешние состоятельные владельцы загородной недвижимости украшают свои особняки анфиладами «висячих садов», устраивают под их сводами всевозможные гроты и фонтаны, возводят многомаршевые лестницы, придумывают галереи и декорируют стены фресковой живописью. Действительно, современный интерьер, максимально близкий тому, который явил некогда миру стиль Ренессанса, подразумевает внушительные капиталовложения, серьезную подготовительную работу и, пожалуй, врожденное ощущение стиля «высокого искусства».
Не займет много места, зато уж точно многое объяснит простое перечисление тех приемов и материалов, которые использовали мастера эпохи Возрождения, создавая частные загородные дворцы. Кроме упомянутых настенных росписей (удовольствия, право, отнюдь не дешевого), дух ренессансного дома создавали натуральный мрамор и панели из массива благородных пород. Позолота – не та кричащая и по-барочному чрезмерная, а строго дозированная и вполне уместная – сопровождалась, как водится, лепниной. Мозаики из разноцветной смальты не уступали по красоте наборным полам из натурального камня. Венецианское стекло состязалось в яркости и глубине с витражными полотнами. Интарсия и инкрустация считались и вовсе делом обыденным. Тонкая орнаментальная резьба по камню своим ювелирным исполнением подчас превосходила деревянную. А декоративные бархатные и парчовые ткани затмевали собою многочисленные резные ларцы, мебель и прочую домашнюю утварь. Огромные шпалеры ручной работы отвлекали внимание от бронзовых скульптур, что стояли в нишах стен… Словом, становится ясно, что такая обстановка неимоверно далека от большинства сегодняшних интерьеров частных загородных домов. По правде сказать, по художественной наполненности она настолько богата, что с ней не может соперничать, пожалуй, ни один стиль в искусстве. Возможно, сегодня, наконец, пришло время для воссоздания интерьера по образу и подобию оригинальной обстановки периода высокого Возрождения? И несмотря ни на что, где-нибудь под Петербургом уже существует северо-западный «филиал» флорентийского палаццо Ручеллаи или римского Фарнезе.
Внутренний уклад
Интерьер в стиле Возрождения изначально подразумевает помещения большой площади и массу свободного пространства, куда следует поместить предметы декоративно-прикладных видов искусства. Но обстановка не должна казаться перенасыщенной элементами оформления, чтобы ни один из них не мешал другому. При этом необходимо оставить достаточно места, чтобы с комфортом жить среди воссозданной красоты. Идеально, когда планировка и внешний вид дома хотя бы отдаленно соответствуют идее его внутреннего содержания. Именно так и выглядел традиционный особняк, например, где-нибудь в Италии. Он абсолютно не унаследовал средневекового аскетизма и камерной замкнутости, напротив, наряду с классическими пропорциями ренессансную архитектуру отличали полихромность, размах, ощущение простора и свободы.