Искушенная в вопросах дизайна публика сегодня все чаще обращает взор в сторону уникальных авторских работ. И в том числе – изделий художественной ковки. Интерес к деятельности кузнецов и литейщиков, граверов и ювелиров в наши дни неслучаен; он красноречиво свидетельствует о том, что безликий декор изрядно надоел, стандарт приелся, а в вопросах создания интерьера (как, впрочем, и экстерьера) наблюдается тенденция к эксклюзиву.
При сегодняшнем разнообразии художественных стилей и способов декорирования использование предметов художественной ковки по праву занимает одно из ведущих мест. Небывалый интерес к возрождающемуся виду искусства мы видим повсеместно. Однако наиболее активными «потребителями» кованых изделий выступают, пожалуй, именно загородные дома. Теперь в частном секторе можно отметить явное стремление к строительству домов, впечатляющих не столько масштабностью, как в начале 90-х, сколько привязанностью к определенным архитектурным стилям, разумными пропорциями и благородным декором. В целом то же можно сказать и об интерьере. Времена фанатичного увлечения баснословными по цене брендами, претендующими на статус модных, проходят. Сегодня приветствуются эксклюзивные, выполненные по уникальным технологиям предметы мебели и аксессуары, популярны садовая скульптура и прочие формы декорирования приусадебного участка. Все сходится на том, что кованый, гнутый и литой металл, будучи материалом долговечным и весьма благодарным в художественном отношении, уверенно занимает пустовавшую долгое время нишу.
Еще в железном веке, поняв, что при нагревании с металлом происходят удивительные метаморфозы, люди научились приспосабливать его себе во благо, а со временем – создавать из него вполне бесполезные, но очень красивые вещицы. Древние греки почитали покровителем кузнечного искусства бога Гефеста, складывая о нем легенды как об искусном художнике по металлу. Вспомните, именно он выковал знаменитый щит для Зевса, доспехи для Ахилла, колесницу для Гелиоса, оружие для Геракла и многие другие предметы, ставшие столь же бессмертными, как их владельцы. Гефеста традиционно изображали хромым, бородатым и угрюмым. Мрачный и нелюдимый, измазанный сажей и копотью, он редко покидал свою закопченную кузницу, проводя время в постоянной борьбе с огнем и металлом. И тем не менее, несмотря на такой, вовсе не божественный, образ жизни, супругой его, как известно, была Афродита. Парадоксально, но не с тех ли времен повелось, что красивые женщины частенько выбирают себе в спутники жизни грубых и «неотесанных», зато мужественных и сильных представителей противоположного пола?..
Левши взаправду
В не меньшей степени уважали и почитали кузнецов и наши далекие предки. Правда, любовь эта была с некоторым оттенком меркантильности, ведь представить себе жизнь древних без изделий кузнечного производства, когда и гвозди, и швейные иголки были коваными, попросту невозможно. Не говоря уже об орудиях возделывания земли или об оружии. Слишком многое было в ведении кузнеца. Поэтому вопроса «Зачем нам кузнец?» у наших далеких предков, скорее всего, не возникало.
В былые времена, как известно, владение ремеслом передавалось от отца к сыну. Поэтому задумываться о выборе профессии не приходилось. Если в роду были кузнецы, отроку ничего не оставалось, как идти в подмастерья, а со временем становиться кузнецом. Нынче все иначе. Кузнец – профессия редкая. И посвящают ей себя вовсе не по принуждению родителя, а по велению сердца. Удивительно, но факт: сегодняшние кузнецы – люди, как правило, столь же малообщительные и замкнутые, молчаливые и философски настроенные, как и в древности. Видимо, в наши дни тяготение к этому ремеслу зарождается где-то на генном уровне. Доподлинно известно одно: тот, кто однажды всерьез «заболел» кузнечным делом, так или иначе остается верен ему всю жизнь. И ни копоть, ни сажа, ни грязь, ни тяжелый физический труд не заставят художника свернуть с выбранной стези. По меркам большинства, кузнец – человек со странностями. Иные понимают, что ковка – это искусство, которое невозможно заставить молчать в себе. А творческая фантазия (или креативность?), как показывает история, при любом политическом режиме настойчиво требует выхода. Родное отечество в этом смысле всегда славилось талантами. Неслучайно у нас появился знаменитый Левша – собирательный образ, имя которого давно стало нарицательным для обозначения мастера рукотворных чудес.