Применительно к предмету разговора подобная мысль в одночасье теряет налет патетики. Что есть камин? Безусловно, роскошное излишество, как способ обогрева не выдерживающее никакой конкуренции с электрическим или водяным отоплением. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев оно выступает доминантой обстановки. Право слово, если стиль камина оказывается в противоречии с общей эстетикой помещения, то легче изменить интерьер, чем присутствующий в нем камин.
Стоит ли говорить, что сегодня камины представляют собой огромную индустрию. Камины заполняют нишу в диапазоне от самых простых типовых моделей до эксклюзивных. Понятие «камин от кутюр» давно стало привычным и вошло в обиход многих домов. Кроме того, нередко камины выполняются по уникальным чертежам автора интерьера – кто же точнее сыграет коду обстановки, как не сам творец-дизайнер. Собственно, и о приземленном материальном в отношении каминов можно говорить весьма приблизительно: от одной-двух тысяч американских дензнаков за несложную модель до цифр, практически уходящих в бесконечность для именной единичной продукции. В оправдание дороговизне следует сказать, что современный камин – это гимн не только искусству дизайна, но и инженерной мысли; он в одинаковой степени эстетичен и функционален, прост в использовании и безопасен в быту.
Сила классического притяжения
По логике вещей, начать стоит именно с каминов подобного толка. Во-первых, классика есть начало всех начал, а во-вторых, действительно, именно интерпретации в классическом стиле лежат в основе большинства сегодняшних интерьерных и архитектурных фантазий дизайнеров.
Итак, классический камин отличает П-образный портал и, как правило, открытая топка. Появление такого камина, пришедшего к нам из Европы, следует отнести к XVIII веку, эпохе появления Петербурга и времени формирования европейского облика новой российской столицы. Тогда камин выступал не только украшением дворцовых интерьеров, но и в некотором роде служил средством отопления помещений. Блистательный имперский дух в полной мере отразился во внешнем облике каминов. Восемнадцатый век (время расцвета искусства барокко, позднее – классицизма) уверенно задавал роскошность стиля. Камины того времени отличала богатая отделка, часто мраморная и из других натуральных камней.
В качестве украшения портала классического камина традиционно использовались скульптурные элементы, розетки, барельефы, инкрустации и т. д. Материалом для создания каминных аксессуаров служила бронза, нередко декорированная позолотой.
Таким нам представляется дворцовый камин, по такому принципу сегодняшние производители создают современные модели, стилизованные под классические направления. В респектабельном интерьере пространство над камином нередко сопровождается огромным зеркалом в тяжелой золоченой раме. Впрочем, подобное удовольствие могут позволить себе владельцы камина, дымоход которого встроен в кирпичную стену. А вот отдельно стоящие модели придется декорировать иными способами. Лучшие варианты – натуральный камень и ценные породы древесины. Классические модели отличают солидность и основательность. Неслучайно они устраиваются на специальном фундаменте или, в крайнем случае, на прочном полу. Для таких каминов применяется кирпич; впрочем, материалом может служить и любой камень, кроме разве что мягкого известняка. Нередко камины делают из жаростойкого бетона или керамики.
Камин неизбежно становится украшением любого помещения, а не только гостиной залы. Не менее эффектно он смотрится, скажем, в классическом интерьере спальни. Или в столовой.
Что касается менее просторных помещений, например кабинета, пожалуй, он может оказаться несколько массивной деталью. Однако представленное сегодня разнообразие форм и размеров каминов вполне позволяют вписывать их в любые площади.
Камины с дымоходом и большой открытой топкой, в которой потрескивают дрова, обязательно предполагают экран. Эта деталь, характерная для классического камина, защищает напольное покрытие от летящих искр, а любителей посидеть у огня – от слишком большого жара. Кроме того, экран придает камину стилевую законченность.