С наступлением холодов мы начинаем все чаще задумываться о вещах, которые не просто украшают наш дом, но и обеспечивают в нем тепло. Обязательные удобства в виде электричества и горячей воды давно стали привычными, камину традиционно отводится роль, скорее, декоративная, нежели функциональная. Вместе с тем есть вещи в одинаковой степени нужные и красивые. К ним относится и ковер. Брошенный на пол и такой, казалось бы, наскучивший предмет обстановки сегодня вновь входит в моду, становясь любопытной деталью современного интерьера.
Прямиком с востока
Если в Европе ковер использовался в целях тепловой изоляции и в качестве украшения жилища, то на Востоке он стал неотъемлемой частью жизни. Для кочевых племен ковер был всем - и кибиткой, и ложем, и сиденьем. Пять раз на дню им пользовались при молитве, из ковра делали седло, ковер дарила невеста жениху, ковер до гроба сопровождал своего владельца. Поэтому долгие века ковер оставался предметом почти священным, который ткался в единственном экземпляре для своей семьи или в подарок дорогому гостю. Первые же ковровые мануфактуры появились лишь в III веке на территории современного Ирана, позднее в Китае и Турции.
В средневековой Европе восточный ручной ковер еще долго оставался привилегией соборов и королевских резиденций, был творением невероятно ценным и дорогостоящим. Столь исключительное положение ковра слегка пошатнулось лишь в середине XIX веке, с началом машинного производства. Центрами его стали Франция, Бельгия и Германия. Однако это никоим образом не отразилось на популярности рукотворных шедевров, лишь заметно повысив их в цене.
Родиной ковров ручной работы считаются Иран и Ирак, Китай и Афганистан, Азербайджан, Турция, Туркмения, Индия, а также африканские страны - Марокко и Тунис.
Узелковые хитросплетения
Все дело в волшебных узелках! Чем их больше - тем тоньше выделка, а сам ковер плотнее. По форме узелков можно с большой долей уверенности определить его происхождение. От количества узелков зависит и рисунок ковра - детальность изображения. Вообще же, качество ковра определяет много факторов: состав, толщина и прочность закрепления нитей, высота ворса и его вес на единицу площади, качество красителей и: плотность узелков.
Ковры ручной работы всегда из натуральных материалов. Для лицевой используют, как правило, шерсть или шелк, а для их изнанки - хлопок, шерсть и шелк. Такие ковры считаются самыми дорогими наряду, с выполненными в технике тафтинга, при которой узелки ворса «встреливают» в основу специальным пистолетом.
Кстати, ковры бывают не только с ворсом, но и без. Тогда их называют килимы, сумахи, паласы. Первые отличаются тем, что у них нет изнанки, то есть рисунок одинаков с обеих сторон, а изготавливают килимы только вручную.
Ковер мне друг:
Однако в сегодняшнем интерьере больше актуальны ковры с ворсом - ровным, фигурно подстриженным или завязанным петлями, а также выполненные в технике тафтинга. Рисунок ковра - любой, в зависимости от общей стилистики дома и обстановки. В моде, по-прежнему, лаконичные однотонные покрытия естественных оттенков, однако это вовсе не означает табу на классические орнаменты и медальоны, а также на яркий абстрактный рисунок. Ковер можно изготовить и по эскизу заказчика, в соответствии с индивидуальными требованиями и параметрами.
Сильно преувеличены и слухи о связанных с ковром неудобствах. Начать с того, что химчистка возродит ковер к жизни, как бы плохо ему ни приходилось до этого. Впрочем, существует и множество «бабушкиных» рецептов, как почистить ковер самому. Не говоря уже о широчайшем арсенале домашних химических препаратов, которые для того только и созданы, чтобы ухаживать за вашим ковром.
При покупке ковра важно убедиться, что он не пахнет овчиной, обработан антиаллергенами и антистатиком, а также пропитан антимолевым и антигрязевым раствором. И тогда ковер станет сплошным удовольствием для вас и ваших ног!
Строго по назначению
Бесспорно, ковер - вещь в доме полезная. Как же сделать так, чтобы она стала не просто заметной деталью, но и изюминкой помещения?