Времена, когда мы нуждались буквально во всем, - прошли. Сегодня требования покупателей куда более специфичны: им хочется чего-нибудь новенького, красивого и хорошего качества.
К сожалению, немногие российские производители мебели предлагают продукцию, которая отвечает чаяниям покупателей, поэтому обычно предпочтение отдается импорту и чаще всего - мебели итальянского производства. Удивляться этому не приходится, потому что итальянцы - уверенные лидеры мирового мебельного рынка. Это факт, который наши мебельщики не только признают, но и стараются использовать себе на пользу: итальянцев копируют, у них учатся, стараются разгадать их секреты. Интересно, что сами признанные мастера мебельного дела оценивают потенциал российской мебельной промышленности значительно более оптимистично, чем мы сами. Итальянские профессионалы считают, что в России есть все для настоящего успеха: и обилие сырья, и технологический потенциал, и глубокие традиции производства мебели, и, что очень важно, отличная школа дизайна, особенно в Санкт-Петербурге. Дело за малым - нужно просто поверить в себя и начать производить не просто необходимые предметы быта, а мебель с большой буквы. Итальянцы так и делают.
Сегодня Италия предлагает самые современные технологии и материалы, "самый-самый" дизайн и еще что-то, что объяснить невозможно. Нечто неуловимое притягивает покупателя как магнитом, завораживает, как мечта о римских каникулах. Может, это генетическая память народа, создавшего два тысячелетия назад фундамент искусств и наук. Во всяком случае, сами итальянские мебельщики в этом не сомневаются и с невероятным спокойствием утверждают: прекрасных дизайнеров в мире много, но итальянский дизайн - лучший. Отрицать это трудно.
В Италии огромное количество школ дизайна, а оформитель-ское искусство доведено до уровня высочайших стандартов. Корни этого явления очевидны. Конкуренция многочисленных средневековых княжеств, независимых и амбициозных, порождала не только войны, но и желание сделать свой центр самым красивым, обустроить его наилучшим образом. Жажда красоты и постоянное творческое состязание формировали определенные тенденции дизайна, которые затем распространялись по всей стране.
В результате сегодня мы имеем то, что называется итальянской школой дизайна.
Итальянские дизайнеры ныне вне конкуренции. Справедливости ради надо отметить, что в стране работает очень много ино-странных дизайнеров, однако образование все они получили здесь.
Так вот, один из секретов итальянских мебельщиков, "раскрытый" на прошедшем семинаре, где собрались не только специалисты, но и студенты бывшего Мухинского училища, как раз и заключается в постоянном стремлении итальянских мастеров к созданию безупречного дизайна каждого изделия. Это давняя традиция, глубоко впитанная культура производства вещей, ставшая естественной, как дыхание, о котором никто и не задумывается.
Специалисты выделяют несколько видов итальянского дизайна. Например, так называемый сумасшедший дизайн. Покупают такие изделия крайне редко. Как правило, они создаются к определенным событиям мебельной промышленности, к выставкам и ярмаркам, а затем оседают в творческих мастерских, особняках коллекционеров и музеях. По сути, это чистое дизайнерское творчество, со своими, отчасти имиджевыми, задачами. Такие изделия ориентированы на очень узкий круг людей, и вообще, это больше произведения искусства, чем мебель как таковая, для потребителя. С экономической точки зрения производство ее невыгодно, однако мебельная мода и технологические идеи зачастую формируются здесь, на поле "сумасшедшего" дизайна.
Второй вид мебельного дизайна называют "умным". В основу "умного" дизайна заложено гораздо больше практического смысла. Это тоже своего рода экспериментальная площадка, на которой испытываются новые материалы и технологии, но мебель получается функциональная. Тенденции "умного" дизайна нынешнего времени выражаются в самых неожиданных сочетаниях металла, стекла, дерева, кожи и других материалов. Сочетают разное и по-разному, но всегда с умом, думая прежде всего об удобстве и комфорте человека. Например, конструктивная часть мебельного изделия, которая несет большие нагрузки, выполняется из металла, а та, с которой человек непосредственно контактирует, пусть даже просто иногда дотрагивается руками, изготавливается из дерева, пластика или кожи, то есть из теплых материалов. Металл придает конструкции легкость, изящество, стильность, а традиционные материалы, такие как дерево, способствуют не только созданию комфорта, но и привычному мироощущению, что для многих важно. Яркий пример "умного" дизайна - письменный стол, структурные несущие части которого металлические, все поверхности сделаны из дерева, а крепления - из пластика.