С 13 по 17 февраля в Гавани проходила очередная ежегодная выставка "Мир мебели и интерьеров - ФИДЭКСПО", а это значит, что уже в шестой раз внимание ведущих профессионалов от комфорта было сконцентрировано в одном месте. Лучшие производители мебели, дизайн-студии, фирмы, специализирующиеся на интерьерном освещении, флористике и фитодизайне были представлены на ярком и, безусловно, зрелищном параде. Выставка объединила талант с опытом и самым искренним желанием сделать наш быт уютней. Теперь иностранные предприниматели уже не так уверенно произносят фразу: "У нас совсем мало конкурентов среди российских производителей:", да и покупатели, не задумываясь, давно уже отдают предпочтение отечественным кухням, гостиным и спальным гарнитурам.
Само понятие "по индивидуальному проекту" вошло в обиход - в начале 90-х и сначала подразумевало лишь некую внешнюю непохожесть заказываемого, будь оно книжным шкафом или способом его размещения в квартире. Мало кто отдавал себе отчет в том, что уходящая индустриальная эпоха, поклоняющаяся идеям равенства и братства, искусственно возвела во главу угла идею тиражирования, или массового производства. Сразу вспоминается бессмертная "Ирония судьбы": на одинаковых улицах, в типовых домах, в не отличающихся друг от друга планировкой квартирах с идентичными наборами мебельных гарнитуров обитали не только герои фильма, но и добрая половина советских граждан. Порядком устав от подобного однообразия, следующая эпоха, по логике вещей, должна была именоваться постиндустриальной, что, собственно, и вызвало исключительный спрос на эксклюзивность. За последние десять лет он видоизменился и, наверное, трансформировался: сегодняшний покупатель ищет не столько эстетическую и образную оригинальность, сколько функциональность, отвечающую его потребностям и внутреннему миру, а равно - максимум удобств.
Подобные идеи лежат в основе маркетинговой политики большинства крупнейших производителей мебели, аксессуаров или поставщиков услуг в области дизайна помещений. "Главное, чтобы заказчику было удобно", - практически витало над огромными площадями 4-го павильона, но та композиционность, с которой оформлены стенды и выставочные места, красноречиво свидетельствовала - помимо "удобств" производители в состоянии порадовать и прекрасным качеством предлагаемых товаров, и оригинальностью дизайнерских находок, и, безусловно, вкусом.
Кресла, обитые парчой, бархатные диванчики с золочеными ножками и резными подлокотниками, шкафы, инкрустированные перламутром, - все это царское великолепие мирно и вполне дружелюбно сосуществовало со строгими пропорциями шкафов-купе, чуть поодаль. Никакого видимого диссонанса, - каждая коллекция расценивается как нечто самостоятельное и самобытное, почти одушевленное, никоим образом не стремящееся затмить кого-либо. Выставочный зал походил на город в своеобразном смешении стилей, конструкторских решений и того обилия народа, которой вышел, будто в праздничный день, на его улицы.
Действительно, публика в этот раз собралась довольно демократичная. Судя по отзывам посетителей, многие надеялись найти для себя что-то подходящее, а не просто полюбопытствовать. Народ желал скорее практичности и доступности, чем роскоши, скорее воплощения каких-либо своих взглядов, нежели откровенного авангарда. Но в любом случае он не против и прикоснуться к прекрасному в виде бесподобного по своей зрелищности мероприятия - конкурса флористов. Конечно, выставка "ФИДЭКСПО" не была насквозь пропитана коммерческим духом - творчество также заняло на ней достойное место: под лирические мотивы мастера от пестиков и тычинок творили свое "цветочное" священнодействие. Впрочем, зрителей у него скопилось все равно меньше, чем у популярных стендов.
Так, например, у стенда дизайн-студии "Оливато". С ее продукцией уже не так важно, какой пейзаж за окном, - в комнатах с яркими шторами всегда тепло и уютно. Здесь, в Гавани, эта компания представила богатый выбор декоративных карнизов и широкий ассортимент тканей для оформления интерьера. За-служенным вниманием у ценителей элегантности пользуются покрывала, ламбрекены и самые разнообразные портьеры, сшитые на заказ мастерами из дизайн-студии. "Я очень доволен этой выставкой, - говорит директор Виталий Тишков, - и, кстати, не только в связи с наличием у людей интереса к нашей продукции. Жаль, конечно, что зарубежных представителей не очень много, - для развития каждого направления необходима здоровая конкуренция, - но все равно, принимая участие в "ФИДЭКСПО", мы поступили верно: здесь можно создать весьма неплохой задел для будущих контактов:"