Понятие «семья» – не такое простое, как это представляется с первого взгляда.
Мне кажется, что на семью и на семейные отношения можно взглянуть с трех разных позиций. И все три имеют право на существование при соблюдении определенных условий. Тем более что эти три образа семьи часто пересекаются и даже дополняют друг друга. Но иногда все-таки вступают в противоречия.
1. Позиция общества.
Общественная мораль установила довольно строгие нормы семейных отношений:
- супруги обязаны любить друг друга;
- супруги обязаны воспитывать детей, причем только определенным образом, устраивающем общество;
- муж должен быть кормильцем, а жена – надежным тылом;
- то, что общество обзывает словом «измена», безусловно, плохо и недопустимо (к сожалению, у общества нет определенных критериев измены, оно обвиняет всех, кто только покажется в чем-то виноватым);
- и т.д. и т.п., перечислять все нет необходимости, каждый сможет домыслить сам.
Позиция общества на самом-то деле предельно ясна. Общество хочет выжить. И для выживания обществу нужна семья, которая, как известно еще со времен СССР, является основной ячейкой этого общества. И общество любыми способами пытается загнать человека в рамки той семьи, образ которой создан государственным институтом брака. При этом общество действует через своих представителей – наиболее ярых ценителей норм морали, которые добровольно (но на самом-то деле под влиянием общественного зомбирования) берут на себя задачу высказаться за все стадо, стоящее за их спинами. Так рождаются сплетни.
Удивительный факт: сплетники искренне верят в то, что они выполняют благородную миссию. «Мы ведь правы!», – думают они, – «Мы ведь за то, чтобы у этих отщепенцев все было, как у всех!». Но я почему-то не вижу благородства в их поступках. Я вижу овцу, грязную, издающую скверный запах овцу, к тому же мерзко блеющую.
Интересный факт – действуя вышеописанным образом и ведя досужие разговоры, сплетники часто нарушают закон. Ведь сплетник обычно не удосуживается даже разобраться в том, что происходит на самом деле. Ему не нужны факты, ему не нужна правда, ему вполне достаточно того, что где-то случайно увидено или услышано. На основании этого делаются выводы, что-то домысливается, что-то придумывается. Сплетня становится клеветой. А клевета – наказуемое деяние. Но об этом – во второй части…
2. Позиция закона.
А с законом все просто. Закон смотрит на семейную пару, как на официально оформленный, зарегистрированный в соответствующих органах союз мужчины и женщины.
Двое любящих друг друга людей, живущих совместно хоть двадцать лет, воспитывающих детей, но не закрепивших своих отношений официально, с правовой точки зрения супругами не считаются. Большинство норм семейного законодательства на них не распространяются. Ну и ладно. Наверное, это даже правильно. Государство тоже имеет право на видение своего образа семьи.
Самое главное, что закон ограждает семью, живущих в браке людей от некоторых представителей общества. Как странно, правда? Получается, что государство и общество – далеко не одно и тоже.
Семейный кодекс говорит нам о том, что «регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами равенства прав супругов в семье, добровольного брачного союза между мужчиной и женщиной, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, беспрепятственной возможности судебной защиты прав и интересов членов семьи».
Добровольность союза означает, что он может быть и расторгнут по желанию супругов, а в любые взаимоотношения в семье недопустимо вмешательство никаких овец, пусть даже они являются представителями огромного стада.
Закон ограждает личность и семью от клеветников, а также гарантирует судебную защиту нарушаемых прав. Ниже привожу цитаты из Конституции и Гражданского кодекса.