Несмотря на то, что ведением хозяйства занимается множество женщин, большинство из них может претендовать на титул самой неорганизованной хозяйки в мире. Но радует, что существуют женщины, у которых ведение домашнего хозяйства подобно механизму часов – без сбоев, точно и вовремя. Хотя мне трудно признаться в этом, я совсем не идеальная хозяйка. Именно поэтому я старательно изучаю опыт Настоящих Хранительниц Очага, чтобы перенять у них лучшие идеи. В частности – идеи, как приучить своих детей (и себя попутно) сохранять порядок в доме.
Для начала: организуйте систему.
Ярлыки и наклейки. Любая вещь в вашем доме должна иметь свое место. Наклейте бумажки на ящики, где лежат вещи ваших детей (белье, футболки, носки и т.д.), на коробки для игрушек и настольных игр, над крючками на вешалке для верхней одежды – везде, где вы хотите, чтобы был порядок. Это поможет вашим детям класть вещи на свои места. Вы можете превратить это в игру и вместо слов использовать рисунки на этих наклейках.
Затем: организуйте последствия, уменьшив хаос.
Если вещи по вечерам так и не отправляются на свои места, используйте "воскресную корзину", складывая их туда. Если за воскресенье вещи не разберутся хозяевами, смело отправляйте их на выброс.
Напишите меню завтраков, которые вы даете детям в школу, а мужу – на работу. Повесьте его на холодильник и предложите домочадцам обвести в кружочек те завтраки, которые они хотят взять сегодня с собой. Это освободит вас от мучительных раздумий по утрам и разнообразит их меню.
Занесите все адреса и телефоны в компьютер. Распечатайте копии и разложите во всех необходимых местах – у телефона, на рабочем столе, в автомобиле.
Заведите папку для будущих событий. Используйте ее для хранения приглашений, билетов на предстоящие вечеринки, анонсов туристических поездок и подобных событий, которые ожидают вашу семью в будущем. Запишите туда даты семейных праздников. Теперь вы никогда не забудете о чем-то важном. И вам никогда не придется рыскать по всему дому в поисках пригласительного билета на благотворительный концерт.
Многие женщины получают кучу бумажек и не знают, пригодятся ли они. В журнале может попасться лотерейный билет, срок действия которого начинается через два месяца. Или вы можете получить по почте скидочный купон, который можно будет использовать через три недели. Складывайте все в эту папку – и вам потребуется только пять минут в начале недели, чтобы отыскать все подходящие бумажки.
Заведите спасительную коробку. Это может быть картонная коробка или пластиковый контейнер, куда вы будете собирать поделки, рисунки и проекты своего ребенка. Для каждого должна быть своя отдельная коробка. Периодически проверяйте с ним содержимое, спрашивая: "Нужно ли тебе это еще?". Перед выбросом можете сфотографировать поделку. Все же фотографии занимают гораздо меньше места.
Поставьте хорошие крепежи на дверцы шкафов. И вам не придется разбирать последствия выпавшего содержимого.
Выберите правильное место для каждой вещи.
Если вы постоянно теряете ключи, сумочку или что-либо подобное, запишите то место, где вы отыскали их в первый раз. Теперь они будут находиться там всегда.
Не оставляйте на завтра того, что можно сделать сегодня.
Не выключайте свет до тех пор, пока вечерние сборы не будут завершены. Не разрешайте детям прятаться в постель, пока не будут собраны их портфели, не будет приготовлена одежда на завтра, не будет проверено их домашнее задание. Не позволяйте им избегать вечерней уборки разбросанных игрушек. Это сделает ваше утро менее хаотичным.
Шаг третий: просто сделайте это!
Примите решение и следуйте ему. Нерешительность ведет к хаосу. Если вы не найдете место для каждой вещи, они будут скапливаться кучами на полу и на стульях, а вы так и не будете знать, что с ними делать. Соберитесь один раз с силами и рассортируйте их, сразу решив, стоит ли хранить все эти вещи или имеет смысл сразу выбросить. То же можно отнести к любым домашним делам. Мойте посуду сразу после еды, не давая ей скапливаться в раковине.