Формы воспитания культурных навыков у детей дошкольного возраста могут быть разными, но самые прекрасные дети вырастают, как правило, в счастливых семьях.
Родители, счастливые своей культурой, своей жизнью, своей трудовой деятельностью, воспитывают хороших детей. Если семья живёт активной жизнью, если книги, фильмы, газеты, журналы составляют необходимую принадлежность быта, где интересуются искусством, общественной деятельностью, то культурное развитие детей будет иметь благодатную почву. Однако и в этом случае воспитание культурных привычек желательно проводить планомерно, организованно, используя различные методики и контроль.
С раннего детства необходимо воспитывать у малышей такие человеческие качества как чуткость, тактичность, уважительность, деликатность к окружающим и прививать навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, в гостях, на природе. Ребёнок должен хорошо усвоить, что культурный человек соблюдает основные правила и нормы поведения, что воспитанные дети ведут себя культурно не только в гостях, но и у себя дома, что в основе настоящей вежливости находятся доброжелательность и чувство меры, помогающее определить, что можно делать, а чего делать нельзя.
Воспитание культурных навыков у ребёнка желательно начинать очень рано, когда ему ещё далеко до обучения грамотности – как только он научился слушать, говорить, вступать в контакт со взрослыми. Начинать воспитание культуры в детстве можно с интересно рассказанной сказки. В этом родителям могут помочь различные сборники, изданные специально для детей. Но какие сказки желательно выбирать для малышей и как их рассказывать? Возможно, Вам, дорогие родители, помогут в этом некоторые советы.
Выбор сказки, стихотворения, очерка. При выборе произведения необходимо учитывать возраст ребёнка и словарный запас его знаний. До трёх лет лучшими сочинениями для воспитания культурных навыков будут короткие сказки, очерки и стихотворения о животных или небольшие приключения таких же малышей. Очень важным является при выборе книги наличие в ней крупных цветных иллюстраций или фотографий.
После трёх лет можно переходить к сказкам о маленьких детях, их отношениях со взрослыми и животным миром. По мере дальнейшего взросления выбираются сказки с изображением борьбы и человеческих отношений. В дошкольном возрасте желательно избегать сказок с похищениями детей, лешими, русалками – страшные образы нечистой силы могут восприниматься малышами как реальность и травмировать психику.
Рассказывание сказки, очерка. Интересно рассказанная сказка является хорошим подспорьем в воспитании культурных привычек, но для этого нужно предварительно просмотреть выбранный материал и сделать пометки карандашом: каким моментам уделить больше внимания, что сократить, что изменить, что добавить, чтобы сделать сказку понятной и поучительной.
Большое значение для понимания рассказанного материала имеет язык – его можно изменять различными выражениями. Рассказывайте сказку медленно и следите за выраженим глаз малыша. Если его внимание становится рассеянным, поинтересуйтесь, все ли слова он понимает, разъясните смысл непонятных слов и прочитайте сказку ещё раз. После прочтения остановитесь на воспитательных моментах и попросите малыша ответить, что было правильно, культурно в поведении персонажей. Хорошим подспорьем в деле воспитания культурных привычек могут стать придуманные Вами самостоятельно маленькие истории про хороших и некультурных мальчиков и девочек.
Рассматривание иллюстраций. И маленькие дети, и постарше, рассматривая картинки, задают много вопросов, выясняют подробности, причины, и Вы должны быть готовы к этому. Ваши уклончивые или категоричные ответы - «Тебе ещё рано это знать» - могут ослабить впечатление ребёнка от прослушанного.
Рассматривание иллюстраций не должно печалить детей, ухудшать их настроение, наоборот – сказка и картинки к ней должны возбуждать энергию, оптимизм, уверенность в будущем.
Посещение музеев, выставок, театра, цирка. В младшем возрасте водить детей на различные представления желательно в исключительных случаях, и то только на специально для них предназначенные. По мере взросления необходимо выбирать спектакли, фильмы, пьесы и осмотры, доступные для понимания ребёнка. Пьеса в театре требует от ребёнка более серьёзного и длительного напряжения, чем, например, просмотр мультфильма, и это нужно учитывать.
|